Главная » Блог » План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме: Любовная лирика на
Есенин поэма анна снегина лирика
24.01.2018
Жанр лирики есенина
24.01.2018

лирика есенина конспект

План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме:

Любовная лирика С.Есенина

Урок литературы в 11 классе

показать динамику развития любовной лирики Есенина.

— на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками духовного становления личности поэта;

— формирование духовных, нравственных качеств, умений правильно, объективно оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать свои чувства и быть самокритичным;

— развитие креативного мышления, формирование умений анализировать и высказывать собственное мнение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

ТЕМА: «Любовная лирика С.А.Есенина»

Домашнее задание к уроку:

1 .Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза»

и Есенина «Пороша» и «Береза» (можно по группам).

  1. Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).
  2. Прочитать цикл «Персидские мотивы», проследить динамику сюжета

показать динамику развития любовной лирики Есенина.

на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками

духовного становления личности поэта;

  1. формирование духовных, нравственных качеств, умений правильно, объективно

оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать

свои чувства и быть самокритичным;

  • развитие креативного мышления, формирование умений анализировать и

    высказывать собственное мнение.

  • Оборудование и оформление урока:

    Выставка сборников стихов о любви, экран, проектор, электронные пособия со

    звукозаписями стихов, романсов.

    На доске записана тема урока,

    на экране — эпиграф:

    «Любовь к женщине-лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. » На перемене перед началом урока звучат романсы на стихи Есенина.

    лекция с элементами беседы; конспектирование доклада, выразительное чтение и

    анализ стихотворений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссии,

    самостоятельная работа с текстом; прослушивание звукозаписей, просмотр

    I. Проверка домашнего задания

    Сопоставляем стихотворения Тютчева, Фета, Есенина.

    II. Слово учителя

    О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых — в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу. », 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка,! Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела. И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913-1915).

    III. Читаем стихотворения и комментируем их (в исполнении учителя либо учащегося /наизусть/)

    Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

    Где-то за садом несмело,

    Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом . Нежную песню поет.

    Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

    Сыпь, гармоника. Скука. Скука.

    Гармонист пальца льет волной.

    Пей со мною, паршивая сука,

    Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали —

    Невтерпеж:. Что ж ты смотришь так синими брызгами?

    Или в морду хошь ?

    Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения — жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости. прости. ».

    Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

    Заметался пожар голубой,

    Позабылись родимые дали.

    В первый раз я запел про любовь,

    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

    Пускай ты выпита другим,

    Но мне осталось, мне осталось

    Твоих волос стеклянный дым

    И глаз осенняя усталость.

    Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.

    Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

    Вечер черные брови насопил.

    Чьи-то кони стоят у двора.

    Не вчера ли я молодость пропил ?

    Разлюбил ли тебя не вчера?

    (В зависимости от уровня подготовленности учащихся и их умений работать самостоятельно

    «Персидские мотивы» (1924-1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия.

    Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-

    идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После

    революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля»,

    «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная

    Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди

    покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве

    кабацкой»: Улеглась моя былая рана

    Пьяный бред не гложет сердце мне.

    Синими цветами Тегерана

    Я лечу их нынче в чайхане.

    Никогда я не был на Босфоре, Ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.

    Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

    Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи, Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий.

    Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям. »; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

    Однако Персия в художественном воображении поэта лишь временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».

    Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня соловьиная», «розу кличет соловей») — не более чем миф, греза. Постепенно наступает разочарование:

    Глупое сердце, не бейся!

    Все мы обмануты счастьем,

    Нищий лишь просит участья.

    Глупое сердце, не бейся.

    Многие видел я страны,

    Счастья искал повсюду,

    Только удел желанный

    Больше искать не буду.

    Глупое сердце, не бейся.

    Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет -динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.

    (По циклу «Персидские мотивы» в зависимости от уровня подготовленности учащихся и их умений работать самостоятельно в группе можно использовать технологию метода проектов. Поставив проблемный вопрос «Верно ли утверждение, что «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой»?», организовать работу в группах (предусмотреть участие в каждой группе ученика, выполнявшего домашнее задание по теме) с последующим представлением выразительного чтения, анализа лирического стихотворения, обоснования своего мнения.)

    IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)

    (полное прослушивание стихотворения либо в звукозаписи, либо в исполнении

    Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924-1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики — современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня. — Какова основная тема этого произведения?

    (Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)

    -Каковы особенности размерного строения поэмы? (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:

    Я стал не тем, Кем был тогда.

    Простите мне. Я знаю: вы не та.) -Каким мы видим лирического героя в этом произведении?

    (Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни — «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы — чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «Вразвороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)

    Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков. был /И что. сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» — «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел -/ Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:

    Любимая! Меня вы не любили.

    Что я в сплошном дыму,

    В развороченном бурей быте

    С того и мучаюсь, что не пойму —

    Куда несет нас рок событий.

    Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья я кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем. »).

    Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных! общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности — «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:

    Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик.

    — Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?

    1. Как понимаете определение яростный?
    2. Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?

    , Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:

    Не мучил бы я вас, Как это было раньше.

    Простите мне. не решаясь вмешиваться в ее жизнь:

    Живите так, Как вас ведет звезда.

    Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924).

    Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.

    Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:

    Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность

    Еще как будто берегу

    В душе утраченную юность. .

    Ведь знаю я и знаешь ты,

    Что в этот отсвет лунный, синий

    На этих липах не цветы —

    На этих липах снег да иней.

    Что отлюбили мы давно,

    Ты не меня, ая- другую,

    И нам обоим все равно

    Играть в любовь недорогую.

    Но все ж ласкай и обнимай

    В лукавой страсти поцелуя,

    Пусть сердцу вечно снится май

    И та, что навсегда люблю я.

    Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

    V. Прослушивание романсов на стихи С. Есенина.

    VI. Домашнее задание

    1. Подготовить материал для практикума «Литературоведы о любовной лирике

    Есенина», сформулировать проблемные вопросы для дискуссии.

  • Возможен доклад(ы) (индивидуальное задание): «Прототипы есенинской лирики»;

    «Сыновья и материнская любовь в творчестве поэта».

  • 3.Читать поэму «Анна Снегина».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».

    необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».

    Конспект урока литературы «Образ Родины в лирике С.Есенина» предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела «Русская литература ХХ века» по программе В.Я. Коровиной.

    Конспект урока литературы на тему «Образ Родны в лирике Сергея Есенина» создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг.

    Урок предназначен для учащихся 9,11 классов. В данной разработке предлагается новый подход в изучении лирики С.Есенина. Раскрытие образа Родины даётся через иконописание словом, то есть изографи.

    Презентация к уроку «Любовная лирика С.Есенина».