Любовная лирика С.Есенина
Урок литературы в 11 классе
показать динамику развития любовной лирики Есенина.
— на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками духовного становления личности поэта;
— формирование духовных, нравственных качеств, умений правильно, объективно оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать свои чувства и быть самокритичным;
— развитие креативного мышления, формирование умений анализировать и высказывать собственное мнение.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
ТЕМА: «Любовная лирика С.А.Есенина»
Домашнее задание к уроку:
1 .Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза»
и Есенина «Пороша» и «Береза» (можно по группам).
показать динамику развития любовной лирики Есенина.
на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками
духовного становления личности поэта;
оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать
свои чувства и быть самокритичным;
высказывать собственное мнение.
Оборудование и оформление урока:
Выставка сборников стихов о любви, экран, проектор, электронные пособия со
звукозаписями стихов, романсов.
На доске записана тема урока,
на экране — эпиграф:
«Любовь к женщине-лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. » На перемене перед началом урока звучат романсы на стихи Есенина.
лекция с элементами беседы; конспектирование доклада, выразительное чтение и
анализ стихотворений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссии,
самостоятельная работа с текстом; прослушивание звукозаписей, просмотр
I. Проверка домашнего задания
Сопоставляем стихотворения Тютчева, Фета, Есенина.
II. Слово учителя
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых — в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу. », 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка,! Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела. И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913-1915).
III. Читаем стихотворения и комментируем их (в исполнении учителя либо учащегося /наизусть/)
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом . Нежную песню поет.
Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):
Сыпь, гармоника. Скука. Скука.
Гармонист пальца льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали —
Невтерпеж:. Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь ?
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения — жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости. прости. ».
Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил ?
Разлюбил ли тебя не вчера?
(В зависимости от уровня подготовленности учащихся и их умений работать самостоятельно
«Персидские мотивы» (1924-1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия.
Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-
идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После
революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля»,
«Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная
Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди
покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» — противовес «Москве
кабацкой»: Улеглась моя былая рана
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Никогда я не был на Босфоре, Ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.
Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:
Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи, Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий.
Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям. »; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».
Однако Персия в художественном воображении поэта лишь временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».
Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня соловьиная», «розу кличет соловей») — не более чем миф, греза. Постепенно наступает разочарование:
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья.
Глупое сердце, не бейся.
Многие видел я страны,
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.
Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет -динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.
(По циклу «Персидские мотивы» в зависимости от уровня подготовленности учащихся и их умений работать самостоятельно в группе можно использовать технологию метода проектов. Поставив проблемный вопрос «Верно ли утверждение, что «Персидские мотивы» — противовес «Москве кабацкой»?», организовать работу в группах (предусмотреть участие в каждой группе ученика, выполнявшего домашнее задание по теме) с последующим представлением выразительного чтения, анализа лирического стихотворения, обоснования своего мнения.)
IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)
(полное прослушивание стихотворения либо в звукозаписи, либо в исполнении
Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924-1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики — современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня. — Какова основная тема этого произведения?
(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)
-Каковы особенности размерного строения поэмы? (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:
Я стал не тем, Кем был тогда.
Простите мне. Я знаю: вы не та.) -Каким мы видим лирического героя в этом произведении?
(Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни — «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы — чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «Вразвороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)
Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков. был /И что. сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» — «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел -/ Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:
Любимая! Меня вы не любили.
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья я кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем. »).
Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных! общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности — «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:
Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик.
— Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?
, Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:
Не мучил бы я вас, Как это было раньше.
Простите мне. не решаясь вмешиваться в ее жизнь:
Живите так, Как вас ведет звезда.
Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924).
Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.
Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:
Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность. .
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, ая- другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
V. Прослушивание романсов на стихи С. Есенина.
VI. Домашнее задание
Есенина», сформулировать проблемные вопросы для дискуссии.
«Сыновья и материнская любовь в творчестве поэта».
3.Читать поэму «Анна Снегина».
необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».
необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».
Конспект урока литературы «Образ Родины в лирике С.Есенина» предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела «Русская литература ХХ века» по программе В.Я. Коровиной.
Конспект урока литературы на тему «Образ Родны в лирике Сергея Есенина» создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг.
Урок предназначен для учащихся 9,11 классов. В данной разработке предлагается новый подход в изучении лирики С.Есенина. Раскрытие образа Родины даётся через иконописание словом, то есть изографи.
Презентация к уроку «Любовная лирика С.Есенина».