Главная » Блог » Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс
Творчество Сергея Александровича Есенина
24.01.2018
Сергей есенин баку
24.01.2018

есенина, стихах, меня, поэт, поэзии, урок

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс

Творчество С. А. Есенина

Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт

Цели урока: познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С. А. Есенина.

Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прости понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.

II. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина

III. Чтение и анализ стихотворений

Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет —

изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.

Читаем стихотворение «В хате» (1914).

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканьи лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично — какие-то тараканы. И все же чем-то оно притягивает: наблюдатель костью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И. Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки:

От пугливой шумоты

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой».

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

— Как Есенин изображает природу?

(Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных». )

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных. » звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает / Сто-звоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

— Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания.

(В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.)

В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

— Найдите примеры изображения запахов (даем время).

(«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т. д.)

— Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души — с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом. Найдем примеры.)

Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы-родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, в творчестве Николая Рубцова).

В конце урока послушаем стихотворения Есенина, может быть, песни на его стихи.

IV. Практикум по поэзии Есенина

1. Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».

— Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, «словно живое существо»? Обоснуйте свое мнение обращением к таким стихам, как «Поет зима — аукает. », «Выткался на озере. », «Сыплет черемуха снегом. ».

— Как вы понимаете мысль К. Л. Зелинского о том, что природа в стихах поэта «показана не созерцательно, а в действии»? Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.

2. Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина — звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового подражания. »

— Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина — «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?

— Какие приемы звуковой выразительности встречаются, например, в стихотворении «Поет зима — аукает. »? Как вы думаете, соответствует ли звуковой рисунок стихотворения названию «Воробышки», под которым оно было опубликовано впервые в 1914 г.?

3. Исследователь А. А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом — мягкая лень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым».

— Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами.

— Как вы считаете, о каком восприятии природы, каком отношении к ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом?

4. К. Л. Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».

— Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?

— Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?

— Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни»?

— Прав ли исследователь, утверждая, что в родной природе все «мило поэту»? Разве нет того, что вызывает его неприятие?

5. Литературовед Н. В. Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пейзажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком».

— Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто «пейзажными»? Почему?

— Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается?

6. А. А. Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней поэзии Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна — тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья.

В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья».

— Согласны ли вы с тем, что в ранних стихах Есенина (например, «Поет зима — аукает. », «Подражанье весне», «Выткался на озере алый свет зари. », «Сыплет черемуха снегом. » и др.) «всегда виднеется нечто грустное и печальное»? Если да, то в чем вы это заметили?

— В каких стихах Есенина, по вашему мнению, «сквозит», «брезжит», «присутствует» «тайна краткости, конечности человеческой жизни»?

— Согласны ли вы с тем, что даже в «радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты?

7. Критик Г. Лелевич писал в 1924 г.: «Не в том дело, что Есенин в первых книгах сознательно защищал интересы кулаков, а в том, что так воспринимать мир могли только кулаки. Разве поэт, связанный с середняцкими и бедняцкими массами, мог совершенно пройти в своих стихах мимо страданий предреволюционной деревни, мимо гнета и унижений, мимо безземелья и нужды? Лишь изредка звучит в первых стихах Есенина смутная тоска, слышатся неопределенные порывы. Но это тоска не об общественных бедствиях, порывы эти не к борьбе за свободу, а к простому молодому озорству сытого кулацкого сынка».

— Вы заметили в ранней поэзии Есенина «смутную тоску» и «неопределенные порывы»? Если да, то с чем эти порывы связаны? Может быть, с тем, о чем писал Г. Лелевич?

— Производит ли ранняя лирика Есенина впечатление, что он «сознательно защищал интересы кулаков» (как их понимает Лелевич), что сам поэт — «сытый кулацкий сынок» (опять же в понимании Лелевича)? Если да, то в чем вы это увидели?

8. Максим Горький писал: «…драма Сергея Есенина в высокой степени характерна… Это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте».

— Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?

— Согласны ли вы с тем, что в стихах Есенина жизнь деревни и природы предстает как «примитивная жизнь», как «простая красота»? Если да, то в чем ее «примитивность» и «простота»?

9. Критик А. Дерман писал в июле 1918 г. о книге «Голубень»: «Книжка стихов Есенина читается со смешанным чувством радости, досады и страха. Радости за его свежий, играющий талант, досады за то, что этот талант портит, и страха перед мыслью — устоит ли этот талант в борьбе с разрушительными силами. Есенин — поэт из народа. Богатством народного языка и народных поэтических образов он владеет легко, свободно, как-то весело и непринужденно».

— Какие богатства «народного языка и народных поэтических образов» вы встречали в лирике Сергея Есенина? Как вы думаете, какую роль выполняют в его поэзии образные средства, заимствованные из устного народного творчества?

— Не напоминают ли вам стихи Сергея Есенина своеобразные переработки народных песен, сказок, частушек и т. п.? Если да, то какими чертами?

Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза» (можно по группам). Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).

Дополнительный материал для учителя

Есенин С. А. «О себе» 1

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься. » «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.