Главная » Блог » Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Тема Родины в лирике Есенина
Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: Разработка урока литературы — Тема дома в лирике Есенина — с презентацией 6 класс
24.01.2018
Презентация «Образ Родины в творчестве Есенина»
24.01.2018

родина в лирике есенина презентация

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему:

Тема Родины в лирике Есенина.

Тема Родины в лирике Есенина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема Родины в лирике Есенина. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья: «Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!» (1911г.)

Любовь к России — не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.» Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.» Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве: «Край ты мой заброшенный. Край ты мой, пустырь, Сенокос нескошенный, Лес да монастырь.» Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине: «Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.»

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности. Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными — кладбища и хаты.» Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию: «Но Россия. вот это глыба. Лишь бы только Советская Власть. « Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом». «Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь», — пишет поэт. Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народ у автора — «и крестьянин, и пролетариат». У народа одна цель: «Коммунизм — знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина». Равнодушен я стал к лачугам. Мне теперь по душе иное. Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.

Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,— вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917—1918 годах («Преображение»), «Инония», «Иорданская голубица» Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует «революционная» вера: «Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера — в силе. Наша правда — в нас!» (1918)

Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины: «Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.» Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить .

Одной из главных тем в лирике С. Есенина является тема Родины. Как писал сам поэт: «Чувство Родины — основное в моем творчестве». Именно чувство, а не тема было основным в.

В содержании «Рабочих тетрадей» освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная. » и вариативные задания для самостоятельной работы.

· Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;· показать, что тема родины – ведущая в творче.

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация «Есенин», аудиозаписи.

Презентция содержит материал творчестве Есенина.

Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений «Вот уж вечер. Роса. «, Гой ты, Русь моя родн.