Образ матери в лирике Сергея Есенина
В презентации представлен урок для 11 класса «Образ матери в лирике Сергея Есенина»
Стихи о матери Новое и живое восприятие Родины обострило у Есенина ощущение родного дома, обогатила тему матери, к которой поэт обращался ранее, но которая теперь начинает объединяться и сливаться с темой Отчизны. Продолжая некрасовские традиции, поэт XX века вкладывает в «великое святое слово мать» ёмкое и трепетное содержание. Именно теперь, в 1923-1925годах, он создаёт особенно много стихотворений, посвящённых матери и вообще и Татьяне Фёдоровне Есениной в частности.
Татьяна Федоровна Есенина Она не самая известная российская Татьяна, но мать одного из самых знаменитых поэтов с мировым именем. Это о ней, о Татьяне Федоровне Есениной, сын Сергей писал «старушка в старомодном шушуне». Татьяна Федоровна родилась в 1875 году, в 16 лет по решению родителей вышла замуж, родила девятерых детей. Татьяна в переводе с греческого «устроительница» — в своей семье она всегда пыталась создать уют…
Появление и развитие женского и материнского начала в лирике поэта, которое, проходя через все его творчество красной нитью, оказывается его единственной опорой и поддержкой. Образ матери в женщине-осени.
«Письмо матери» Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства. Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, высказанных ранее. Она стала также просто констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, что представлял себе поэт в дни Октября 1917 года. Это стихотворение посвящено не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери – Родине.
Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нём есть и нежность, и «мятежная тоска». Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на своё духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и отрада» «Письмо матери»
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» имеет кольцевую композицию («Что ты часто ходишь на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне» — «Не ходи так часто на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне». Соответственно, практически полное повторение фразы и в конце, и в начале). Она придаёт ему логическую завершённость мысли и усиливает смысловые акценты. «Письмо матери»
В стихотворении есть завязка — первые две строфы , в которых рассказывается как бы предыстория событий. Третья строфа — «развитие действия по восходящей». Там уже появляются более резкие эмоции, придаётся трагизм ситуации. Четвёртая строфа – кульминация. «Не такой уж горький я пропойца,/ Чтоб, тебя не видя, умереть» — здесь, мы узнаём истинные чувства лирического героя к матери. Далее идёт «развитие действия по нисходящей» — с пятой по восьмую строфы . Там уже более подробно раскрываются его нежные чувства и рассказывается ряд воспоминаний из прошлого. Последняя строфа , завязка, как бы подводит итог, всему вышесказанному. Лирический герой пытается успокоить и обнадёжить мать. «Письмо матери» композиция
Основные образы стихотворения – это, конечно, лирический герой и его мать. Однако, как я уже говорила, образ матери – это всего как образ России в целом. Также мне хочется отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет ветки/ По-весеннему наш белый сад») — символ весны и детства поэта. Также важен образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу») — это символ жизненного пути поэта. «Письмо матери» основные образы
риторический вопрос («Ты жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери» это то, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» — то есть наилучших пожелания матери. «Письмо матери» выразительные средства
эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. «Письмо матери» выразительные средства
анафоры («не буди. «, «не волнуй. «, «не сбылось. «, «не учи. «, «не надо. «, «не грусти. «, «не ходи. «). «Письмо матери» выразительные средства Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование в жизни и истинную заботу и тоску по матери.
идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Идея
Каждая строка письма проникнута сыновней любовью, заботой: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне». Сын понимает, как тяжело даются матери эти горькие периоды разлуки, переживаний. Он пытается убедить, что, несмотря на слухи, его сердце по-прежнему остается чистым, а цель жизненного пути видится ему ясно. И пусть попусту не тревожится мать, которой синий мрак рисует картины одна другой страшнее. Взрослый мужчина в душе остался таким же нежным мальчиком, а не горьким пропойцей, способным умереть, не простившись с матерью. Мы видим, что лирического героя тяготит его нынешнее положение, разлука с милым домом, матерью, отцом. Находясь далеко от родного гнезда, он изнывает от мятежной тоски и мечтает поскорее вернуться в низенький, но очень уютный дом. Он живет воспоминаниями о недавнем счастье, о белом по-весеннему саде и ласке той, которая подарила ему жизнь. Лирический герой
Но вместе с тем в стихотворении ясно ощутима грустная, печальная нота. Это чувство связано, в частности, с раздумьями о прошедшей жизни, о пережитом, о долге поэта. Всего себя поэт отдает людям. Всю свою жизнь, весь свой дар приносит служению им. Но возврата к прошлому нет, так как в душе поэта, лирического героя, уже давно созрело осознание своего призвания. И, быть может, на раннем этапе служение поэтическому творчеству воспринималось им в радужном свете, вызывало мечты, которым не дано было осуществиться. ему и сейчас Философские раздумья
Снежная замять дробится и колется Снежная замять дробится и колется, Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться — Чайная чашка скользит из рук. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне — осыпаются липы, Белые липы в нашем саду.
«Письмо от матери» Чего же мне Еще теперь придумать, О чем теперь Еще мне написать? Передо мной На столике угрюмом Лежит письмо, Что мне прислала мать. Она мне пишет: «Если можешь ты, То приезжай, голубчик, К нам на святки. Купи мне шаль, Отцу купи порты, У нас в дому Большие недостатки. Мне страх не нравится, Что ты поэт, Что ты сдружился С славою плохою. Гораздо лучше б С малых лет Ходил ты в поле за сохою. Стара я стала И совсем плоха, Но если б дома Был ты изначала, То у меня Была б теперь сноха И на ноге Внучонка я качала. Но ты детей По свету растерял, Свою жену Легко отдал другому, И без семьи, без дружбы, Без причал Ты с головой Ушел в кабацкий омут.
В стихотворении «Письмо от матери» (1924) звучит уже голос самой матери. Монолог матери включён здесь в повествование поэта о самом себе, поэтому письму предпослан зачин, а замыкает его авторская концовка. Лирический герой растерян, а мать очень тревожится за сына. «Письмо от матери»
Выразительное чтение «Низкий дом с голубыми ставнями. » «Мы теперь уходим понемногу»
Конспект урока литературы «Образ Родины в лирике С.Есенина» предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела «Русская литература ХХ века» по программе В.Я. Коровиной.
Конспект урока литературы на тему «Образ Родны в лирике Сергея Есенина» создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг.
презентация разбита на две части только для удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам .
Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке будем читать,изучать, анализировать стихотворен.
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и .
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями .
Исследуются средства языковой выразительности в лирике С.А.Есенина.