Главная » Блог » Презентация на тему «Эпитеты И сравнения в лирике на»
Скачать книги 2017
24.01.2018
Лирический герой в лирике есенина
24.01.2018

эпитеты, сравнения, лирике, есенина, сравнение, математика, презентация

Презентация на тему «Эпитеты И сравнения в лирике С.Есенина»

Эпитеты И сравнения в лирике С.Есенина

Цель работы: изучение творчества Сергея Есенина Задача заботы:

Гой ты, Русь, моя родная Пахнет яблоком и медом По церквам твой

Капли Капли жемчужные, капли прекрасные, Как хороши вы в лучах золотых

Несказанное, синее, нежное

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха

Чаще всего в лирике С. Есенина сравнения присоединяются при помощи

Выводы по сравнениям у с.есенина

Вывод по эпитетам у С.есенина

Презентация на тему: «Эпитеты И сравнения в лирике С.Есенина». Автор: Admin. Файл: «Эпитеты И сравнения в лирике С.Есенина.pptx». Размер zip-архива: 934 КБ.

Эпитеты И сравнения в лирике С.Есенина

Эпитеты И сравнения в лирике С.Есенина

Кононов Алексей(теоретическая база) Кубашичева Фотима(практическая часть) Лемешко Валерия(практическая часть) Лизунова Дарья(оформление, практическая часть) Лияскин Александр(практическая часть)

Цель работы: изучение творчества Сергея Есенина Задача заботы:

рассмотреть стихотворения Сергея Есенина и найти в них сравнения и эпитеты ; выявить закономерность

Эпитеты

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»),именем существительным(«веселья шум»), числительным (вторая жизнь),инфинитивом(«желание забыться»). Эпитет— слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии, так и в прозе.

Сравнения

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп.

Простейшая форма сравнения выражается обычно с помощью подсобных слов: как — встал, как столб точно — он пролетел мимо, точно пуля будто — будто смерч вырвался из-под колес словно — ты, словно командир, рапортуешь

Сравнение можно получить с помощью творительного падежа: Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник. С помощью родительного падежа: Колокол луны скатился ниже.

Сравнения очень оживляют и поэтическую речь, и прозу. Иногда одного сравнения достаточно, что бы дать емкую, четкую характеристику персонажа или явления.

Голубая кофта

Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал. Милая спросила: «Крутит ли метель? Затопить бы печку, постелить постель». Я ответил милой: «Нынче с высоты Кто-то осыпает белые цветы. Затопи ты печку, постели постель, У меня на сердце без тебя метель». 3 октября 1925

Неслучайный метафоричный выбор цветов: синий(холодный, тревожный) и голубой(надежность, покой),которые передают характер возлюбленной героя.

«белые цветы» — снег «У меня на сердце без тебя метель» признание в любви, основанное на сравнении с природной стихией

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом.

Эпитеты роща золотая, березовым, голубым прудом передают краски уходящей осени и наступление б

Гой ты, Русь, моя родная Пахнет яблоком и медом По церквам твой

кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Я покинул родимый дом Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Музыкальные эпитеты помогают ощутить счастья, веселья, музыки.

Ощущение скоротечности времени.

Капли Капли жемчужные, капли прекрасные, Как хороши вы в лучах золотых

И как печальны вы, капли ненастные, Осенью черной на окнах сырых. Люди, веселые в жизни забвения, Как велики вы в глазах у других И как вы жалки во мраке падения, Нет утешенья вам в мире живых. Капли осенние, сколько наводите На душу грусти вы чувства тяжелого. Тихо скользите по стеклам и бродите, Точно как ищете что-то веселого. Люди несчастные, жизнью убитые, С болью в душе вы свой век доживаете. Милое прошлое, вам не забытое, Часто назад вы его призываете. ‹1912›

Все стихотворение построено на сравнении жизни людей с природой(через капли). Осень — душевное падение людей. Эпитеты жемчужные, прекрасные, золотых показывают позитивный дух природы. Чувство тяжелое — эпитет показывает то, что грусть — это бремя для души любого человека. Несчастные, жизнью убитые — эпитет описывает состояние людских душ.

Несказанное, синее, нежное

.. . Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз. Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.

Несказанное, синее, нежное – состояние души. Поле безбрежное – сравнение с душой.

Есенин сравнивает свои прожитые годы, которые так быстро пролетели, с тройкой оголтелых коней.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха

Васильками сердце светится, Горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза.

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение.

В этих четырех строчках состояние юной влюбленной души.

В лирике Есенина очень часто встречаются сравнения в виде описательно-изобразительных картин, отдельных поэтических пейзажных зарисовок. Например, стихотворение «Осень» все построено на сравнениях.

Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву…

Чаще всего в лирике С. Есенина сравнения присоединяются при помощи

союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БЫ, КАК БУДТО и др. Как жену чужую, обнимал березку Плачет метель, как цыганская скрипка Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым… Лиходейная разлука, Как коварная свекровь… Если, словно копья, уперлися в небо… Гулкий звон, словно зык чугуна… А в саду разбрехались собаки, Словно чуя воров на гумне…

Выводы по сравнениям у с.есенина

1. Сравнения в лирике Есенина функционируют активно и являются одним из ведущих средств художественного изображения. 2.Есенинские сравнения свидетельствуют об огромной любви поэта к родной природе, к своему народу, к его быту и устному поэтическому творчеству. 3. При помощи сравнений Есенин достигал большой поэтичности, художественной наглядности, выразительности, эмоциональности. Главная цель сравнений – донести, раскрыть замысел автора, настроение лирического героя. 4. Сравнения Есенина краткие по своему обобщению, но очень метки и емки по смыслу. В их разработке поэт всегда стремился к предельной простоте, лаконичности и точности. Он отбирал наиболее характерные признаки и свойства того предмета или явления, с которым хотел сопоставить настроения или переживания своего лирического героя.

Вывод по эпитетам у С.есенина

Практически в каждом стихотворении С.А. Есенин использует эпитет, который помогает читателю лучше увидеть изображаемый предмет, выразительней сделать ассоциацию. Часто поэт употребляет цветовые эпитеты, помогая тем самым красочнее изобразить увиденное. Так в стихотворении «Отговорила роща золотая…» используются следующие цветовые определения: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь» С.А. Есенин использует в своей поэзии музыкальные эпитеты, которые озвучивают стихотворение, именно это свойство позволило многие стихи Есенина положить на музыку, и теперь они стали общеизвестными романсами. Эпитеты в поэтических произведениях С.А. Есенина настраивают читателя на определенное восприятие стихотворения, передают переживания, чувства, мысли лирического героя, создают определенную музыкальную тональность, передают цветовые пристрастия поэта.