Главная » Блог » Притягательная сила поэзии Есенина
Проблематика лирики есенина
24.01.2018
Пожалуйста помогите сочинение на тему ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЕСЕНИНА
24.01.2018

притягательность лирики есенина сочинение

Притягательная сила поэзии Есенина

Притягательная сила поэзии Есенина

«Персидские мотивы» (1924-1925). Эти стихи были написаны Есениным во время его трехкратного пребывания на Кавказе. Поездки на Кавказ весьма благотворно отражались в его творчестве: он оказывался хотя бы на время оторванным от нездоровой среды.

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Я лечу их нынче в чайхане,

— этими словами открываются «Персидские мотивы».

«Персидских мотивах» Есенин силой своего поэтического воображения создал реально осязаемую атмосферу Востока. Есенин как бы конструирует его из своих личных впечатлений о советском Востоке и книжных представлений о Востоке древнем. Сам поэт не скрывает этой условности. Он пишет: «И хотя я не был на Босфоре — Я тебе придумаю о нем». В «Персидских мотивах» нет и следа натуралистических деталей, которые во многом снижали художественную ценность цикла «Москва кабацкая». Теперь для Есенина любовь — не «чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь». Поэтизация чувства любви, этот неотъемлемый признак классической поэзии, — вот что является наиболее характерной особенностью «Персидских мотивов». Оттого так чисты и прозрачны эти стихи, так светлы в них чувства и краски. «Сиреневые ночи», «месяца желтая прелесть», море, «полыхающее голубым огнем», «воздух прозрачный и синий», «ветер благоуханный», «розы как светильники горят» — такова в этих стихах природа.

В них живет не только буйное «половодье чувств», но и радостные мысли, неотделимые от чувства.

Руки милой — пара лебедей —

Все на этом свете из людей

Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Как в этом, так и в других стихах цикла можно заметить, что Есенина интересовал не восточный орнамент сам по себе, а чувства, мысли и настроения восточной поэзии. Поэтому в «Персидских мотивах» нет перегрузки экзотическими приметами Востока.

«Персидские мотивы» — это дружеская встреча поэта с Востоком. Он проявляет живой интерес к его людям, обычаям, поэзии, ко всему новому и незнакомому для него. Поэт предполагает и обратный интерес, он охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы с людьми Востока:

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

«Персидских мотивах» мы ощущаем бесконечную привязанность поэта к России, думы о ней, затейливый восточный орнамент этого цикла не может скрыть от нас такое знакомое русское лицо его создателя. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края:

Словно я хожу равниной русской

И, говоря о Босфоре, беседуя с персиянкой, он невольно вспоминает о родной стороне: У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай, Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край? «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий», — писал поэт, лирика которого, по его словам, была жива одной большой любовью к России.

С темой родного края связан еще один, весьма значительный цикл лирических произведений Есенина — его стихи родным. Семья для Есенина была неотделима от Родины. В этих произведениях поэт делится своими самыми сокровенными чувствами и думами. Обращение к родным часто было для Есенина прибежищем от той среды, которая мучительно действовала на него. Поэт неоднократно обращается к матери («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»). Одно из стихотворений («Все живое особой метой. ») построено на резком противопоставлении сыновней любви поэта и презрения к окружающему его «чужому и хохочущему сброду». Задушевны и доверчивы беседы поэта с матерью. В «Ответе» он пишет:

Но время будет, Милая, родная!

Тот сел у пушки,

«Милая, добрая, старая, нежная» — с этими словами, полными глубокой любви, обращался поэт к матери. Неоднократно поэт адресуется и к деду. Много стихов посвящено сестре Шуре. «Я красивых таких не видел», — писал о ней Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать», — просит он ее и под эту песню вспоминает родной дом. Семья и родина — одно целое для поэта.

было бы назвать лирикой житейских раздумий. Большинство этих стихов написано в 1925 году — в последний год жизни поэта. В этом году Есенину исполнялось тридцать лет. Он считал этот возраст значительным для лирического поэта, находил его критическим для себя, переломным:

К тридцати годам перебесясь

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.

Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим. В его лирике появляются новые мотивы, которые мы и называем философскими. Как в этих, так и в других стихах подобного рода, мы встречаем зрелые мысли поэта о жизни и видим, как он по-новому дорожит ею, приветствует ее. Поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: стихи с отчетливо выраженной общественно-политической тематикой, любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл произведений, обращенных к сестре и матери, лирику философских раздумий. В этом заключалась своеобразная цельность поэта, несмотря на те внутренние противоречия, которые не покидали его до конца жизни.