Во время заграничной поездки в Берлине Есенин издал сборник “Стихи скандалиста”. В книгу было включено 4 стихотворения, объединенные одним названием “Москва кабацкая”. Туда вошли стихотворения: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”, “Сыпь, гармоника. Скука… Скука…”, “Пой же, пой на проклятой гитаре”, “Да! Теперь решено без возврата”.
Стихи этого цикла отличаются нарочито вульгарной фразеологией, однообразные мотивы пьяной жизни, сменяемой смертельной тоской. Не стало в нем той радуги красок, которою отличались его прежние стихи,- на смену им пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемые глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков.
Нет интонаций нежности, которые звучали в его прежних стихах о любви.
Действительно, во всем творчестве Есенина это единственное стихотворение, в котором выразилось столь неуважительное, оскорбительное отношение к женщине. Недостойные эпитеты (”паршивая сука”, “выдра”, “стерва”),
Цикл стихотворений "Москва кабацкая" — свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.
Последний цикл “хулиганских” стихов — “Любовь хулигана”.
В цикл “Любовь хулигана” вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: “Заметался пожар голубой”, “Ты такая ж простая, как все”, “Пускай ты выпита другим”, ” Дорогая, сядем рядом”, “Мне грустно на тебя смотреть”, “Ты прохладой меня не мучай”, “Вечер черные брови насопил”. Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы.
В стихотворении «Заметался пожар голубой. » он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным".
Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.
Ради любимой герой готов бросить омут кабаков. Он поет ей об уходящем хулиганстве.
Есенин не случайно расположил эти два цикла в одном сборнике один за другим, они продолжают, развивают и дополняют друг друга. Так, “Любовь хулигана” не свободна от мотивов “Москвы кабацкой”.
Герой воскрес для жизни. Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается “скандалить”, с радостью ищет и обретает новые темы для своих стихов.
В "Персидских мотивах" (1924-1925) – 15 стихотворений. Этот сборник так и начинается — с признания поэта о том, что его душу больше не гложет “пьяный бред”.
Для поэта Восток — не романтический идеал, противопоставленный прозе российской жизни, и не источник глобальных раздумий о будущем. Персия Есенина — орнамент, в котором раскрывается внутренний мир самого поэта, его поиски смысла жизни.
Вместе с тем в поэтической форме "Персидских мотивов" романтические черты, несомненно, присутствуют. Персия предстает как идеальная страна с мудрым восприятием жизни, гармонией любви и счастья (за исключением отдельных деталей: положения женщины Востока; любви как купли-продажи).
Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин».
В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.
Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия.
Подлинным шедевром в этом сборнике, несомненно, является стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ!".
Здесь лирический герой предстает перед нами романтичным, скучающим по родным просторам человеком. Объясняясь в любви восточной девушке, он вспоминает красоту родной земли. Пересекаются темы родины, любви, потери любви и родины, разлуки.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 154 | Нарушение авторских прав