1 . Урок литературы в 9 классе Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина »
1) показать своеобразие любовной и философской лирики Есенина, её народно- песенную основу;
2) развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов;
3) воспитывать бережное отношение к родному краю, чувство прекрасного.
Портрет Есенина, фотографии, связанные с жизнью поэта, магнитофон, флеш- карта с записью песен на стихи Есенина, сборники стихов поэта, картины с изображением пейзажа.
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы продолжили знакомство с поэтами серебряного века Мы говорили о жизни и тв-ве Есенина, своеобразии его лирики.
— Расскажите, как прошло детство Есенина ?
— Кем хотели видеть Есенина родные ? (Земское училище с. Константиново, но родные хотели, чтобы он стал учителем, поэтому отдали в церковно-учительскую школу в с. Спас-Клёпики ,после которой он должен был поступить в Московский учительский институт, но этого не случилось).
— Когда, по словам Есенина, он начал писать стихи? (Лет с 9 ,но сознательное тв-во относит к 16-17 г.Некоторые стихи помещены в 1сб. «Радуница»,который выпустил с помощью поэта Клюева)
-Какие ассоциации возникают со словом Радуница ?( связано с божественным праздником Радуница, который празднуется на 9-ый день после Пасхи; радуница- радость, свет ; радуница- радуга).
— Какое значение в жизни Есенина сыграл Клюев? ( с К. Есенин познакомился в Петрограде, он оценил талант Е..Между ними завязалась крепкая дружба .За ними закрепилась слава поэтов крестьянской святой Руси. Оба вошли в группу «Новокрестьянские поэты»).
-К какому лит. течению принадлежал Есенин?( Имаженизм- лит. течение, утверждающее самоценность слова-образа , не связанного с реальностью. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом).
— Назовите известные сборники стихов?( «Голубень», «Преображение», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы»).
— Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Е. ( Родина долгое время оставалась его ед-ной любовью ,он объясняется в любви не женщине ,а благодатной России)(Образ Родины неотделим от образа природы)
— Как писал сам поэт об этом ?(Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины- основное в моём творчестве)
-Дома вы учили ст-ния Е. Послушаем
-О чём это ст-ние? (Это одно из первых ст-ний Е. о простом деревенском быте. В этом мире природы человек чувствует себя как дома)
-Какие слова помогают это увидеть? Какие приёмы использует автор?(сравнения, повторы)
— Чтение «Край ты мой заброшенный »( поэт продолжает тему бедной деревенской ,но бесконечно милой сердцу богомольной Руси.14-15г.-трагическое положение деревни в годы войны ,когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на фронт).
— Чтение «Разбуди меня завтра рано » ( 1917г. — первый отклик на Февральскую революцию. Пишет о своей доле, посвящено ожиданию чуда, неземного дорогого гостя — Христа, поэт надеется стать знаменитым поэтом)
-А как относился сам поэт к революции?(Всецело был на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном).
— Слушаем песню «Златая Русь»
-Мнение А.Солженицына о тв-ве Е.( дети зачитывают отрывок « На родине Есенина»)
3.Работа над темой урока.
Тема любви к природе, к родине естественно переплетается с темой любви к женщине .О любви Е. пишет в самых ранних своих стихах.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри чёрные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Любовь в лирике Е. была и с тяжёлой страстью была заразой, чумой , была и благодатной, очищающей( «Любовь хулигана») и романтическим приключением( «Персидские мотивы»).( Звучит песня « Шаганэ…)
Но в любовной лирике обнаруживается одна общая черта: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.
— Обратимся к тексту ст-ния «Письмо к женщине» ( 1924г. — это исповедь поэта ,создаёт образ не только прошедшей, но и негармоничной любви)
-Каким видим лирического героя? (одинокий образ, подавленный роком событий, однако ему удаётся различить целесообразность его движения и обрести новые ценности 1часть-прошлое,2-настоящее . «дистанция времени»).
-Какие ещё мотивы присутствуют в тв-ве Е.Обратимся к ст-нию «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ (Тема судьбы, звучит печаль ,но не трагедия ,Е. размышляет о естественном пути человека от расцвета к увяданию. У поэта определилось философское отношение к переходу из земной жизни в страну покоя .Каждый миг жизни благословен и потому драгоценен, поэтому всем стоит дорожить.
— « Отговорила роща золотая » (человеческая жизнь подчинена законам природы: и журавли улетают, и герой роняет грустные слова. 1строфа-обобщённая картина поздней осени, которая передаёт настроение лирического героя, 2-формула жизненного пути, затем -одинокий герой Параллелизм, сравнения, кольцевая композиция. Повторы не убеждают, невозможно не жалеть напрасно растраченного . «Никого не может»-безысходность. Его поэзии суждена жизнь вечная, как природе (после осени придёт весна).
— Послушаем, как эти мотивы можно выразить с помощью музыки (Звучат песни «Не жалею, не зову ,не плачу», «Клён ты мой опавший»)
— Какие чувства возникают, когда слушаете эту музыку?
-Природа-это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа врачует людские души .Именно так воспринимаем стихи о природе, пейзажи. Именно так возвышенно – просветлённо и благостно воздействуют они на нас.(Обратимся к картинам русских художников, фотографиям родной природы)
4.Подведение итогов урока.
-В 30 лет он писал стихи о своём увядании ,но в нём был силён дух Возрождения, он гнал от себя уныние.
Е. был жизнелюбом и преодолевал отчаянье. Поэзия — его спасение.
-Закончим урок высказываниями о Есенине.
(Например, высказывание Луначарского: «Есенин хотел жить как настоящий человек или не жить вовсе».