Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в тонких переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда отличить в русской лирике.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки” запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены национальные образы и картины, живая народная речь, поистине здесь “русский дух” и “Русью пахнет”. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у поэта уже в первых его стихах. Он воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как “роса блестит на траве”, как “сыплет черемуха снегом”.
Там. где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Я вижу, как “отражаясь, березы ломалилсь в, пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый цвет зари” – во всем этом Есенин видел красоту России. В ранней поэзии Сергея Александровича запечатлен образ крестьянской Руси кануна Октябрьской революции. Поэт видел Русь простой и печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Лес да монастырь.
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине. Этот мотив близок блркрвскрму:
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, “где мужики косили, где сеяли хлеб”, была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружал поэта с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера – вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу,
В сердце Есенина с юных лет запали “ветровые слезы России”, ее грустные песни, светлая печаль – картина родной гороны создана в стихотворении “Гой ты, Русь, мой родная”. Родина, которой не видать конца и края,- “только синь сосет глаза” – вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать “звонкий, как сережки, девичий смех”, видеть, как у низеньких хат “звонко чахнут тополя”, а “на лугах веселый пляс”. Радостно ощущать, как “пахнут яблоком и медом”, и поэтому Есенин признается в любви Родине:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.
Поэт, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, |”с крестьянским уклоном”, больше стихийно, чем сознательно. Он колеблется в оценке нового советского уклада жизни. Шоэт знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его родины.
Мне теперь по душе иное
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Но Есенин был далек от реального понимания революции. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать “железного гостя”, несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую, уходящую Русь. Поэту казалось, что “железный город” враждебен, что он угрожает разрушением – крестьянскому миру, прекрасному и хрупкому. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона. Поэт был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительная красота восточной природы, экзотика покорили поэта. Но думы о России и здесь не покидают его. Они все время влекут поэта домой. Есенин вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляд, теперь она вызывает у поэта горячее чувства протеста и жажду обновления Родины: