Термин "новокрестьянские" используется в литературоведении для того, чтобы отделить модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, от подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова. Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов.
Основные черты новокрестьянской поэзии:
Следование народнопоэтической традиции было присуще всем новокрестьянским поэтам. Ядро нового течения составили поэты Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин. Вскоре к ним присоединились А.Ширяевец и А.Ганин. Осенью 1915 года была создана литературная группа "Краса", 25 октября в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде состоялся литературно-художественный вечер, где Есенин и Клюев читали свои стихи. Там же было объявлено об организации одноимённого издательства. Затем было создано литературно-художественное общество "Страда" (1915 – 1917), ставшее первым объединением новокрестьянских поэтов. В стихах "новокрестьян" было немало революционно-мессианских неистовств, мотивов штурма небес, титанической активности человека, но вместе с яростью и ненавистью к врагу сохранялась и идея народа-богоносца, и нового религиозного раскрытия своей высшей цели: "Невиданного Бога / Увидит мой народ", – писал Пётр Орешин в своём сборнике стихов "Красная Русь" (1918).
С начала 1920-х годов группа новокрестьянских поэтов являлась объектом постоянных нападок, "разоблачений" со стороны критиков и идеологов пролетарской позиции.
От кудрявых стружек пахнет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крупногрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолюб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились – легки.
Перед ним щепа как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок –
Сказ пойдёт о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.
между 1915 и 1917
Вы на себя плетете петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня — мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как терн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?
Николай Клюев. Избранное. Москва: Советская Россия, 1981.
Золотятся ковровые нивы
И чернеют на пашнях комли.
Отчего же задумались ивы,
Словно жаль им родимой земли.
Как и встарь, месяц облатки водит,
Словно древнюю рать богатырь,
И за годами годы проходят,
Пропадая в безвестную ширь.
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой –
Что ж и я не пою, а рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль,
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
Русская поэзия серебряного века. 1890–1917. Антология. Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993.
Словно призрак, в тумане плетень,
Над дорогою ивы согнулись,
И крадется от облака тень.
И сижу я у крайней избы,
Где на зори окно локовое
И крылечко из тонкой резьбы.
И хозяйка тут – злая судьба,
Уж слетают узорные птицы,
Уж спадает с застрехи резьба.
Все ж, трудясь и страдая, живут,
И лампада пылает, как прежде,
И все гостя чудесного ждут.
Вон согнулся над речкою мост —
И так сказочен свист соловьиный!
И так тих деревенский погост!
За туманом нельющихся слез,
Ждет и ждет, хоть недобрые слухи
Ветер к окнам с чужбины принес.
Он идет с золотою косой,
И пред ним рожь, и жито, и пшёны
Серебристою брызжут росой.
Ходит месяц и смотрит во мглу,
И в закуте соха с бороною
Тоже грезят – сияют в углу.
Сергей Клычков. Собрание сочинений в 2-х т. Москва: Эллис Лак, 2000.