Главная » Блог » Сергей Александрович Есенин 1895-1925
Сергей есенин голос
24.01.2018
Купить квартиру на бульваре Сергея Есенина
24.01.2018

сергей есенин 1925

Сергей Александрович Есенин 1895-1925

любовью к родине. Чувство родины –

основное в моём творчестве» (С.Есенин)

В рябиновой крови

Родила Русь Есенина

Шепнув ему: Живи!

Задорной песней звонницы

Зови зарю, звони…

Буди мои околицы,

Тоску с полей смахни…

А мир жил, как всегда:

Томилась рожь несеянной,

Бычок бычка бодал…

Жевали тёлки рыжие,

И о заре, под крышами

Успев шепнуть: Жива!

Над ним ей Богом велено

И в небе, вслед за месяцем,

Багряня даль, заря

Над божьим миром крестится:

– Русь, ты жила не зря!

Но в сердце та же звонь…

Поёт, поёт Есенина

(Д.Николаев, 2014 г.)

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 году в селе Константиново, Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии (трагически погиб в пятом номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде 28 декабря 1925 году). Родился в крестьянской семье. Считается представителем ново-крестьянской поэзии, а в определённый период творчества – имажинизма.

К 1918 – началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с московской группой имажинистов. В этот период увлечения Есенина имажинизмом вышли сборники стихотворений: «Иисус-младенец» и «Голубень» (обе в 1918), «Сельский часослов» (1918), «Преображение» (1918), «Ключи Марии», «Руссеянь»,» «Трерядница», «Триптих», «Россия и Инония» (вышли в 1920); «Исповедь хулигана», «Ржаные кони», поэма «Пугачёв» (вышли в 1921), «Автобиография» и «Избранное» (1922); «Стихи скандалиста» (1923); «Москва кабацкая», «Стихи», «Русь советская» (1924); «Чёрный человек», «Страна советская», «Песнь о великом походе», «Берёзовый ситец», «Персидские мотивы» (1925)…

В феврале 1920 года Есенина избирают председателем имажинистской «Ассоциации вольнодумцев», куда входили также Таиров, Мейерхольд и др. Осенью 1921 года поэт знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин и Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. В 1923 году поэт подружился с Августой Миклашевской (ей посвящён цикл стихотворений «Исповедь хулигана»). В 1923 году, после возвращения из Америки вступил в гражданский брак с поэтессой Надеждой Вольпиной, в котором родился 12 мая 1924 года сын Александр Вольпин. После возвращения из Америки поэт трижды бывал на Кавказе, в Рязани (в Константиново), а в 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан.

В сентябре 1925 года Есенин женился на Софье Толстой, внучке Л. Н. Толстого, которая в ту пору работала заведующей библиотекой Союза писателей. Однако этот брак быстро распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина.

Со временем всё больше проявляется не только гениальность поэта, но и растущая актуальность его творчества, затронутых им тем с ясным осознанием трагизма современной эпохи, осознанием её основной трагедии и конфликта, которые вот уже второй век переживает и пытается разрешить Россия.

Тонкий лирик с природной музыкальностью, с врожденным чувством ритма, великолепный мастер психологизированного пейзажа, чуткий знаток народной души и фольклора, Сергей Есенин сам говорил о себе: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». Реальная, поэтизируемая им Русь, в представлении Есенина, дуалистична и многолика: задумчивая и нежная, смиренная и буйная, нищая и задорная, живущая праздниками победными, и весёлой верой… В ней есть добро и зло, ангелы и нечисть (домовые, лешие, водяные), чистые и нечистые. И через их противопоставление он пытается её понять…

К концу жизни всё чаще возникает в его произведениях мотив разбойника-бунтаря против власти, мотив ухода из жизни – как формы протеста.

В начале 20-х годов советская власть, поддерживая группу космополитически настроенной интеллигенции, начала жесткую, бескомпромиссную борьбу со «старорежимным» русским традиционализмом. В ноябре 1923 года великий русский режиссёр Константин Станиславский (кстати, выходец из старообрядцев), критически относившийся к авангардистским постановкам В. Мейерхольда, был обвинён в журнале «Крокодил» как буржуй, ненавидящий рабочий класс. Тогда же случилась история и с С. Есениным, на которого также завели уголовное дело, объявив его «певцом кулачества», «апологетом царской крестьянской России» и пр.

Возможно, не приняв победившей новой, жестокой, бездуховной реальности, он ушёл из неё со своей звонкой песней старого, милому ему живого, трепетного мира близких ему друзей, в котором ничего не ново, и в котором всё повторится… Он знал, что он снова повторится…

К тому же скандальный разрыв как с А. Дункан, так и с бывшими товарищами по имажинизму, разорившими его, резко ухудшил психическое состояние Есенина, и поэт впал в депрессию.