К моменту создания «Чёрного человека» (1925) у Сергея Есенина был опыт не только публичного исполнения стихов в кругу друзей, но и вполне профессиональная работа в «Страде» и «Красе», выступления перед аудиторией «Бродячей собаки», «Стойла Пегаса», других поэтических собраний. И в каждом случае, судя по мемуарам слушателей, это было полное соответствие облика, интонации художественному миру исполняемого текста. Так же было и с «Чёрным человеком»
1925-ый – последний год жизни поэта. К этому времени Сергей Есенин уже давно и тяжело болен. Поэт Николай Асеев воспроизводит обычное состояние Есенина: «Он был горячечно возбужден своими видениями, был весь пропитан смутной боязнью чего-то и эту боязнь пытался заглушить наигранным удальством и молодечеством» [2]. Сестра поэта, Александра Есенина вспоминает: «26 ноября Сергей лег в клинику для нервнобольных, помещавшуюся на Большой Пироговской улице, в Божениновском переулке» [5: 121].
Валентин Катаев много лет спустя в книге воспоминаний «Алмазный мой венец»(1977), где Есенин фигурирует под именем Королевича, рассуждает: «Стало понятно, что Королевича уже ничто не спасет: он погибнет от белой горячки, или однажды, сам не сознавая, что он делает, повесится, о чем он часто говорил во хмелю. Что мы могли поделать? Это был рок. Проклятье» [6].
Современники вспоминали, что поэт читал «Черного человека» особенно часто в последние дни своей жизни. Среди слушателей были собратья по имажинизму Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Вольф Эрлих; драматург Николай и художник Борис Эрдманы, художник Георгий Якулов, актриса Августа Миклашевская, писатель Николай Никитин, писатель и журналист Софья Виноградская, поэт, муж сестры Есенина Екатерины, Василий Наседкин, поэт Николай Асеев, редактор Анна Берзинь, писатель Иван Евдокимов, писатель Александр Тарасов-Радионов, старые знакомые, супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы; земляк Есенина, поэт и художник Павел Радимов, писательница Анна Антановская.
Это были писатели, друзья, близкие люди. Для приватного исполнения Есениным стихов это характерно. Софья Виноградская пишет: «Стихи свои он любил читать лишь тем, кто их «умеет понимать». Эту способность понимать его стихи он узнавал по тому, умеют ли его «слушать». «Вы умеете слушать, вот вы хорошо слушаете, — говорил он. И тому, к кому это относилось, он уже доверял» [3].
Слушатели, почти все, отмечают изменения, происшедшие в облике поэта.
Сергей Городецкий: «Голос был у него уже хриплый, лицо стертое, и сквозь этот его облик, как сквозь туман годов, виделся мне ранний, весенний Сергунька» [4: 186].
Николай Асеев: «Он стал оглядываться подозрительно и жутко. И, наклонясь через стол ко мне, зашептал о том, что за ним следят, что ему одному нельзя оставаться ни минуты, ну да он-де тоже не промах – и, ударяя себя по карману, начал уверять, что у него всегда с собой «собачка», что он живым в руки не дастся и т.д.» [1: 315].
Василий Наседкин: «Это жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушиваясь к самому себе» [9: 306].
Чтение Есенина производило незабываемое впечатление:
Николай Никитин: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. /Сам не знаю, откуда взялась эта боль. ». Уже этим началом он сжал мне душу, точно в кулак»[10: 488].
Николай Асеев: «Есенин читал мне «Черного человека». И опять этот тон подозрительности, оглядки, боязни преследования. Говоря о самой поэме, он упирал на то, что работал над ней два года, а напечатать нигде не может, что редактора от нее отказываются, а между тем это лучшее, что он когда-нибудь сделал. Мне поэма действительно понравилась» [1: 315].
Матвей Ройзман: «Я пришел в «Стойло» с опозданием и застал Есенина читающим конец «Черного человека». Слушающие его В. Шершеневич, А. Мариенгоф, И. Грузинов, Н. и Б. Эрдманы, Г. Якулов были восхищены поэмой » [12: 206].
Слушатели единодушно говорят об особом эмоциональном состоянии поэта.
Матвей Ройзман: «Сергей сел на кровати, положил правую забинтованную по локоть руку (Есенин тяжело ранил руку стеклом) поверх одеяла, во время чтения «Черного человека» поднял ее левой, обхватил… Последние строки Сергей прочитал почти шепотом. Все – поза Есенина, его покачивание, баюканье забинтованной руки, проступающее на повязке в одном месте пятнышко крови, какое-то нечеловеческое чтение поэмы производило душераздирающее впечатление» [12: 206].
Августа Миклашевская: «Мы сидели вокруг стола … Есенин стоял у стола и читал свою последнюю поэму – «Черный человек». Он всегда хорошо читал свои стихи, но в этот раз было даже страшно. Он читал так, будто нас никого не было и как будто «черный человек» находится здесь, в комнате» [8: 91].
Спустя годы не забылись есенинские интонации, звучание голоса. Валентин Катаев: «Мы остались втроем – Королевич, Соратник и я. Королевич подошел ко мне, обнял и со слезами на глазах сказал с непередаваемой болью в голосе, почти шепотом: — Друг мой, друг мой, я очень и очень болен! Сам не знаю, откуда взялась эта боль. Он произносил слово «очень» как-то изломанно, со своим странным акцентом. Выходило ““чень, о““чень, иочень““… Слова эти были сказаны так естественно, так по-домашнему жалобно, что мы сначала не поняли, что это и есть новые строки новой поэмы. Потом он встал, прислонился к притолоке, полузакрыл свои вдруг помутневшие глаза смертельно раненного человека, может быть даже животного — оленя, — и своим особым, надсадным, со странным акцентом голосом произнес: — черный человек… «Черный человек» он произносил с особенным нажимом, еще более ломая язык: «чьорный, чьорный, чьорный человек, ч’лавик“… Королевич вздрогнул и стал озираться, как бы увидев невдалеке от себя ужасный призрак. Мороз тронул мои волосы. Серое лицо Соратника побледнело. Поэма называлась «Черный человек» [6].
Есенин осознавал силу воздействия поэмы. Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: « … в 1925 году мне было 14 лет, но в семье меня считали еще ребенком. Такое отношение ко мне было особенно у Сергея. Я помню, как, написав поэму «Черный человек» и передавая рукопись Кате, он сказал ей: «Шуре читать эту вещь не нужно» [5: 121].
Авторское исполнение «Черного человека» вызывало у слушателей ряд ассоциаций. Матвей Ройзман говорит о пушкинском «Моцарте и Сальери», вспоминая при этом есенинское стремление даже внешне уподобиться кумиру. Николай Никитин пишет: «Почему-то сразу вспомнился «Реквием» Моцарта» [10: 480].
В беседах после чтения возникало имя всегдашнего соперника ‒ Владимира Маяковского. Николай Асеев: «Я похвалил его поэму, указал тут же, что по основному тону, по технической свежести, по интонациям она ближе к нам, в особенности к Маяковскому. Он привстал, оживился еще более, разблестелся глазами…» [2].
«Черный человек» — поэма прозрения и мужества», — пишет современный исследователь [7:73]. Современники увидели в ней трагический итог пути поэта. Петр Орешин вспоминает, что перед ним предстало «есенинское Я – совершенно особое, большое, глубокое, озаренное до последней капли, обнаженное с небывалой жестокостью к самому себе» [11: 266].
Свидетели авторского чтения «Черного человека» сохранили для нас в воспоминаниях есенинскую интерпретацию текста, возможно, важнейшую для понимания великой поэмы.
Асеев Н.Н. Встречи с Есениным //С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.2/ Сост. и коммент. А.Козловского. ‒ М.: Худож.лит.,1986. С.313-316.
Асеев Н. Три встречи с Есениным // Сергей Александрович Есенин. Воспоминания. Под ред. И. В. Евдокимова. ‒ М.-Л., Государственное издательство, 1926. С. 180-195. http://o-esenine/vospominaniia/aseev-n-tri-vstrechi-s-eseninym (дата обращения 15 марта 2014).
Виноградская С. Как жил Есенин http://www.esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/vinogradskaia-sofia-kak-zhil-esenin ( дата обращения 15 марта 2014).
Городецкий С.М. О Сергее Есенине // С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.1/ Сост. и коммент. А.Козловского. ‒ М.: Худож. лит.,1986. С.179-188.
Есенина А.А. Родное и близкое // С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.1/ Сост. и коммент. А.Козловского. ‒ М.: Худож. лит.,1986. С.55-125.
Катаев В. Алмазный мой венец http://www.litmir.net/br/?b=132605(дата обращения 15 марта 2014).
Лейдерман Н.Л. Совестной суд (о поэме С.Есенина «Черный человек») // Филологический класс. 2007. № 17. С. 70 ‒73.
Миклашевская А.Л. Встречи с поэтом// С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.2/ Сост. и коммент. А.Козловского. ‒ М.: Худож. лит.,1986. С.83-92.
Наседкин В.Ф. Последний год Есенина// С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.2/ Сост. и коммент. А.Козловского. ‒ М.: Худож. лит.,1986. С.303-312.
Никитин Н.Н. О Есенине //Воспоминания о Сергее Есенине. Сборник / Под ред. Ю.Л.Прокушева ‒ М.: «Московский рабочий»,1965. С.474 ‒499.
Орешин П.В. Мое знакомство с Сергеем Есениным // С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.1/ Сост. и коммент. А Козловского. ‒ М.: Худож. лит.,1986. С.263 ‒ 269.
Ройзман М.Д. Все, что помню о Есенине. М.: «Советская Россия», 1973 – 272с.
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку: