Главная » Блог » Сергей Есенин: или меня в русской рубашке под иконами умирать
Есенин стихи о природе известные
24.01.2018
Есенина стихи литературны
24.01.2018

сергей есенин: '...положили меня в русской рубашке под иконами умирать...', статьи, блоги, великороссъ

Сергей Есенин: «. Положили меня в русской рубашке под иконами умирать. «

22/10/2015 20:57 , 2706 просмотров

«Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот — веселый свист,

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах, какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил,

Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябить,

Рокавая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помослы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились —

Значит ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать —

Положили меня в русской рубашке,

Под иконами умирать.

Очень грустный текст, — текст, передающий «сейчас-тут» =»ici- maintenant’

Есеневского отчаяния, безвыходного состояния, одиночества, предчувствие приближающегося конца.. Этот поэтический текст сложен для имманентного анализа, т.к. по своему построению он приближается к ОТЧЕ НАШ, как поэтическая форма раскаяния и страха; и к знаменитому роману Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» -т.е. все сказанное русским Поэтом напоминает ИСПОВЕДЬ-РАСКАЯНИЕ

Раскаяние и Исповедь возможны только при одном условии, — когда Я Поэта осознает свое Я моральное опятненным и одно Я, ставшее одновременно местом его внутренней трагедии и трагедии внешней, т.е. поставлен вопрос о раздвоении Личности! ДВА самых важных вопроса: ЗЛО / ДОБРО —

гениальное прозрение Поэта, т.к. согласно ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ, «понятие Добро/ Зло» есть дериваты самой сильной модальной позиции «необходимым быть» (проф. Красимир Манчев)

Однако эта самая сильная модальная позиция есть позиция Божественного! и сам Сергей Есенин это осознает:

нет нельзя поставить знак равенства между этими ДВУМЯ противоположными понятиями ДОБРO и ЗЛО. Вопрос, а ЧТО могло побудить Поэта пoпытаться «повенчать» ЧИСТОТУ (= «розу белую») со ЗЛОМ = АТЕИСТИЧЕСКИМ Обществом (» черной жабой») ? Да! эта же самая сильная модальная позиция = позиция БОЖЕСТВЕННОГО ВСЕЗНАЮЩЕГО и ВЕЗДЕСУЩЕГО! Почему ? Потому, что сам С.Есенин использует слово «ДАР» , т.е. Поэт от момента своего рождения (даже априорно) поставлен в привилегированную самую сильную модальную позицию » необходимым быть» и Ему С. Есенину дан ДАР=ПРАВО ТВОРИТЬ .

Еще Платон разделил людей на две категории:» философствующие люди, чья жизненная цель сводится к заботе о собственном теле» и «настоящих философов«, т.е. ТЕХ, кому дан ДАР постичь Божественное, изучать общество и СУДИТЬ его. Однако Поэт не собирался СУДИТЬ, а «ПОВЕНЧАТЬ»! — тут и его » слабость» , Поэт оказывается в слабой модальной позицции типа : «мочь / не мочь»

Кстати идею об избрании Человека лансирует и Св. Павел в своем ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ РИМЛЯНИНАМ:

«. но те ,кто был избран Богом, опознали Истину, а другие остались слепыми» ( ХІ:7)

И как-то сказано: Господь дал им заспавшее сознание. и он им дал глаза, чтобы не видеть и уши, чтобы не слышать»(ХІ:9) . в этом и их наказание»

Эту «слабость» ( под влеянием того же заспавшего и заржавевшего общества) хорошо объясняет Христо Тодоров в своем анализе произведения Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»:

» Итак душа героя оказывается единственным местом драмы, душа героя представляется как сложный внутренний мир, полный противоречий, непроницаемой, необъяснимой, около которой конценрируется все внимание автора. » —

» La Confession d’un enfant du siècle» Alfred de Musset: «-

«Ainsi, l’âme du héros devient le seul lieu du drame; elle apparaît comme tout un univers complexe, contradictoire, opaque et inexplicable, autour duquel se concentre toutе l’attention de l’auteur.» ( p. 48, Hist.)

в нашем случае наше внимание концентрируется на предложенной выше цитате С.Есенина.

Интересно проследить наблюдения Хр. Тодорова над текстом Мюссе:

» В сущности , Мюссе проводит параллель между двумя одновременно существующими факторами —Зло моральное индивида и Зло , от которого ржавеет общество.. » —

» A vrai dire, Musset établit tout simplement un parellèle entre deux faits suimultanés — le mal moral de l’individu et le mal qui ronge en général toute la société;. «

Более того, Хр. Тодоров обращает внимание на ПРИРОДУ героя, такой, какой она ему дана от рождение и ПРОМЕНЕННОЙ ( внутреннее духовное состояние героя) под влиянием того же ржавеющего общества.

Эти исследования болгарского ученого интересны тем, что они оказываются общим постоянным идеогенетическим критерием для изучения трагедий и А.Пушкина, и М.Лермонтова ,и нашего Сергея Есенина, — общество судит избранных Богом Творцов.

Но вернемся к Есенинскому тексту, к этому раздвоению. По своей природе Есенин верующий в Бога, — крещен, — Православие , — это же сущность Поэта и вот это жестокое раздвоение своей сущности Поэт очень метко и коротко выражает антитезисной структурой:

«Ах, кака смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил

Горько мне, что не верю теперь.«

теза антитеза= теза

«И не въведи нас во изкушение / но избави ни от Лукавия»

«Еt ne nous soumets pas à la tentation / mais délivre nous du Mal»

Мною предложены ТРИ варианта раскаяния: текст Есенина; текст Молитвы на болгарском; текст молитвы на французском — необходимо глубже понять состояние души Есенина. ( по две строфы)

Во французском тексте слово » Mal» означает ЗЛО! и тут нет никаких метафорических оттенков как в слове «ЛУКАВИЯ» — как мы говорим:»Лукавый попутал» — само слово имеет идею персонификации — т.е. можно себе вообразить любой Образ Лукавого!

Почему это так важно для нашего имманентного анализа? потому что и в тексте Молитвы и в словах Есенина смысл кажется один и тот же т.к. он сводится к сильному и очень коварному модальному глаголу «ХОТЕТЬ» . Именно идея ЖЕЛАНИЯ=СОБЛАЗНА отклоняет человека от правильного пути. Так что в примерах из текста Молитвы и левая и правая сторона редуцируются к : не хотеть/ не хотеть» :т.е. последние две строфы Молитвы ОТЧЕ НАШ редуцируются к НЕЖЕЛАНИЮ молящегося «хотеть иметь в неограниченном количестве ВСЕ, когда глагол «хотеть» из транзитивного переходит в форму ИНТРАНЗИТИВНОГО= НЕОГРАНИЧЕННОЕ БОГАТСТВО! ВЛАСТЬ и т.д. ( Хр. Т.), что и считается ГРЕХОМ.

Однако в тексте Поэта идеогенетическая база другая:

«Стыдно мне, что я в бога верил / Горько мне ,что не верю теперь» —

разница между настоящим текстом Молитвы ОТЧЕ НАШ и субъективной интерпретацией Поэта состоит как раз в том, что левая сторона у него редуцируется к «интранзитивному» ХОТЕТЬ ИМЕТЬ ВСЕ» :

«Стыдно мне, что я в Бога вирил» = ХОЧУ ИМЕТЬ ВСЕ!

» И ПОХАБНИЧАЛ Я И СКАНДАЛИЛ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЬІ ЯРЧЕ ГОРЕТЬ.» — интранзитивное желание ХОТЕТЬ ИМЕТЬ! КАЗАТЬСЯ и т.д. — тут НЕТ РАСКАЯНИЯ ! Поэт ХОТЕЛ испытать все искушения Известного Поэта.

Однако прозрение к Поэт- избраннику приходит, когда Общество со своим прогнившем Я называет Поэта Есенина,по своей сущности остающемуся все тем же православным, крещенным, «похабником и скандалистом» И это и позволяет Поэту начать свое стихотворение мальчишеским, озорным ВЬІЗОВОМ Той части общества, Которое не видело в нем его православную сущность:

да! Поэт-избранник возвращается к своему первоначальному Я — , которое молит:» но избави ни от Лукавия» = НЕ ХОЧУ ГРЕШИТЬ!=» Горько мне , что не верю теперь»

Таким образом, стихотворение С.Есенина интегрируется на базе трех типов Я:

1. Я — Душа Поэта православного христианина — «быть» = Аз есмь =

3. Я=МЬІ=Часть ОБЩЕСТВА, не воспринимавшая С.Есенина тогда, в его бытность и не воспринимающая его и сегодня, — министр РФ открыто назвал Сергея Есенина -«ХУЛИГАН» и убрал его из школьной программы.

Гениальное стихотворение создал Сергей Есенин — прозрев свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА, данное ему от Бога, пройдя через АД человеческого общества, Великий Сын России понял, что необходимо вернуться к Своему ИСТОЧНИКУ — СОЗДАТЕЛЮ через РАСКАЯНИЕ — «под ИКОНАМИ умирать.»

1. Christo Todorov, Histoire de la littérature fraçaise, FABER, 1999 p.48

Пальцы в рот — веселый свист,

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.”

Что с того я хочу ответить

Подтвердить, что я в пьяни

но святый я право!

На селе я первОй гармонист…

Нам дана ядом в душу –

Один только раз!

Я к берёзкам хожу

Их я слушаю и средь них

Есенин был избран Богом,в этом и есть гений поэта.

Лориночка,Спасибо Вам за чудесный анализ стихотворения! Все верно!

Харесвам · Отговор · 59 мин.

Lena Golicina не пускает меня — коды не верные!

Смешная и нелепая тирада.

Notre Père, qui es aux cieux,

que ton nom soit sanctifié,

que ton règne vienne,

que ta volonté soit faite

sur la terre comme au ciel.

notre pain de ce jour.

Pardonne-nous nos offenses,

Comme nous pardonnons aussi

à ceux qui nous ont offensés.

Et ne nous soumets pas à la tentation,

mais délivre-nous du Mal.

Car c’est à toi qu’appartiennent

le règne, la puissance et la gloire,

pour les siècles des siècles! Amen.

И когато Той беше на едно място и се молеше,

след като свърши молитвата, един от неговите ученици Mу рече:

Господи, нaучи ни да се молим, както и Йоан научи учениците си.