Дата добавления: 25.12.2009
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.
В 1995 году страна отмечала 100 лет со дня рождения Сергея Есенина. Я знаю, что еще задолго до этого события ты начал готовиться к знаменательной дате и поставил перед собой задачу — сделать портрет Есенина таким, каким ты его представляешь после многих лет изучения его жизни, его творчества, а также портреты друзей поэта, окружавших его при жизни. Что удалось тебе сделать?
всякой вины. Его арестовывали, сажали в самые страшные тюрьмы, он слышал за стеной выстрелы и крики расстрелянных.
Не всякий вынесет такое издевательство над личностью. Есенин был очень красивый. Сильный, статный, голубоглазый. Он надевал русскую рубашку и был в ней сказочным лелем, надевал костюм и выглядел лондонским денди, а если надевал бобровую шапку — смотрелся боярином.
я подумал, что надо сделать и тех людей, которые были вокруг него и так или иначе влияли на его творчество.
Через два года у меня намечалась персональная выставка в связи с моим 60-летием. И я решил, что мне снова надо приступить к образу поэта. Когда читал о Клюеве, то понял, что к нему не всегда хорошо относились друзья Есенина. И власть его тогда всячески терроризировала. Клюев и Есенин часто выступали в клубах, но когда Клюева стали зажимать, он стал читать свои стихи в частных домах. Все были в восторге, кроме недругов. На крестьянских поэтов начались гонения, говорили, что они воспевают кулаков, и всячески притесняли их за это. И за то, что его стихи неугодны режиму, Клюева сослали в жуткие условия Нарымского края.
Поэт Алексей Ганин был одним из верных друзей Есенина в Питере, его расстреляли 30 марта 1925 года. Они были знакомы еще до революции, ведь Ганин был фельдшером, а Есенин служил в санитарном поезде. Когда произошла февральская революция, они дезертировали из армии и вместе ходили по редакциям. Там они и познакомились с эсерками Зинаидой Райх и Миной Свирской. Райх работала в эсеровской газете «Дело народа» секретарем-машинисткой, а Свирская ей помогала. Они подружились. Свирская была подругой Есенина, а Райх — подругой Ганина. Они вместе гуляли по Питеру, читали стихи, обсуждали их, ездили на вечера и представления. В Петрограде обстановка была напряженная, молодые люди собрались поехать на Соловки. Кое-как нашли деньги. Поехали Ганин, Есенин и Райх. По дороге заехали на родину к Ганину в Вологду. И вот по дороге где-то там, на окраине Вологды в Кирико-Иулиттовской церкви Есенин с Райх 4 августа 1917 года неожиданно обвенчались.
Никоненко просил сделать также портрет десятилетнего сына Юрия, такого, каким он был при жизни поэта. Я сделал его в мраморе. И вот теперь в этом музее на улице Сивцев Вражек в районе Арбата стоят мои портреты в мраморе — Сергей Есенин, Анна Изряднова, их сын — Юра и поэт Николай Клюев.
Никоненко рассказывал о съемках, читал стихи Есенина. Рассказывал, что хочет снять фильм о Есенине, в котором собирался играть поэта, а мне предложил сделать портрет Есенина, с которого бы начинался этот фильм. Как жаль, что это не состоялось! И дела — то его, то мои -помешали мне сделать с него портрет Есенина.
Потом я сделал портрет известной танцовщицы Айседоры Дункан. Дункан для Есенина сделала очень много. У нее в жизни произошла страшная трагедия. В Париже ее двух детей вез шофер в автомобиле. На мосту через Сену заглох мотор. Водитель вышел, чтобы что-то поправить, и неожиданно машина стала пятиться назад. Шофер попытался открыть дверцу, она не поддалась, а автомобиль, набирая скорость, неожиданно повернул к парапету, сбил его, и машина с детьми и гувернанткой с высоты упала в реку. В этом месте глубина была небольшая, но прохожие и водитель запаниковали и не спасли пассажиров. После этой трагедии Дункан приехала в Россию, здесь она вышла замуж за Есенина, познакомившись с ним в мастерской художника Якулова, где 3 октября 1921 года отмечали день рождение поэта. Он был моложе ее на 19 лет. Она языка русского не знала, а он не знал английского, и они объяснялись жестами и взглядами. Он ей читал стихи, не зная слов, она понимала их по музыкальной интонации. Влюбилась в Есенина она просто как девчонка. И он женщину сорока с лишним лет называл «скверной девочкой и своею милою». А она говорила: «Сережа, золотая голова». У него волосы были и впрямь золотистые. Он за ними ухаживал, постоянно мыл их и даже завивал.
Как умеет он быть покорным.
Есенина очень тяготило, что в комнатах везде фотографии Льва Толстого. Он жаловался друзьям: «Не могу, борода душит меня. Он везде, на стенах, на столах».
В доме Толстых сохранялся прежний распорядок, что не всегда соответствовало образу жизни поэта, привыкшего приходить домой, когда хочешь. Софья Толстая сделала для Есенина очень много, хотя прожили вместе они всего шесть месяцев. Все, что мы имеем о Есенине, всякие записочки, письма — это она все собрала, отредактировала и помогла издать четырехтомник Есенина. Она даже помогла сохранить уголовное дело Есенина после его смерти.
квартиры. Сколько он ни пытался ходить с заявлениями к Зиновьеву, к Каменеву, чтобы дали ему хотя бы комнату — все было безрезультатно.
Анна Ахматова в воспоминаниях писала, что, когда проходил мимо Клычков, нельзя было не оглянуться, не посмотреть ему вслед. Он был немного старше Есенина. В это время появились художники, поэты, отражающие русское народное искусство. В Талдоме есть музей Сергея Клычкова.
Для этой серии сделан мною и портрет нашего современника — писателя, Эдуарда Александровича Хлысталова, который много лет занимался расследованием гибели Сергея Есенина. Мы с ним познакомились благодаря одной передаче на телевидении, когда показывали фильм о моей работе над образом Есенина.
На этой же передаче присутствовал Эдуард Александрович, который потом меня разыскал. Я считаю, что Э.А. Хлысталов, а он профессиональный юрист, следователь, в прошлом сделал великое дело, отмыл Есенина от той грязи, которую на него вылили его недруги.
Вот так я сделал 22 портрета, в том числе и 4 портрета Сергея Есенина: в мраморе, в бронзе, в стеклопластике и в гипсе. Здесь у меня в мастерской хранятся все их гипсовые модели.
выставка в честь 100-летия Есенина, на которой была представлена и моя серия работ «Есенин и его окружение». Открытие выставки состоялось 2 октября, накануне дня рождения поэта, и прошло очень торжественно. Около моего мраморного Есенина, установленного на гранитной плите, все фотографировались. В апреле 1996 года уже в Москве в выставочном зале Центрального дома Советской армии была проведена выставка моих работ, посвященных 100-летию со дня рождения Сергея Есенина.
«Сергей Есенин». Я думаю, что эту работу когда-нибудь поставят в Рязани. А может быть, в Константинове на пристани, тогда его будут видеть с проплывающих пароходов. Да его можно поставить в любом другом месте на Рязанщине, потому что Рязань — это Сергей Есенин.