Главная » Блог » Сергей Есенин - «Последний поэт деревни»
Анализ стихотворения Я последний поэт деревни
24.01.2018
Крестьянский поэт которого боготворил есенин
24.01.2018

почему есенин утверждал я последний поэт деревни

Сергей Есенин – «Последний поэт деревни»

За Сергеем Есениным прочно закрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таким: «У меня отец – крестьянин, Ну а я – крестьянский сын». Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока – городской. Поэт – один из немногих в русской литературе того времени выходец из села, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии. Первый сборник есенинских стихов называется «Радуница». С ним нам открывается возможность заглянуть в жизнь родного поэту села. Его пейзажи только отчасти «естественные» – в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом. Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях – вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянская работа со всеми ее тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца – все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина.

Троицы день и Купала, девичник и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании труда и нехитрых праздников, и проходит жизнь обитателей сельского мира Есенина. Мир этот – патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любви» – все эти образы неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща селу изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, что радует душу зрелище:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас

И гудит за горизонтом

На лугах веселый пляс.

Постепенно, в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близок и дорог его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,

Не видать конца и края –

Только синь в глаза.

Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к берегу, сельскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта – изменить облик этой «отколотой» страны. Его райская страна видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему добавлен поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский – здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской – больной, порочный, убыточный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервые!

Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, далекую от городских порочных забав, суеты. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», «золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него городском мире. Его решение остаться в нем обещает боль и тоску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родное село:

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Город враждебный и агрессивный. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательно тонконогий конь обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь, а певцу родной стороны придется ей петь «аллилуйя». Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой: «Город, город, ты в схватке железной окрестил нас как падаль и мразь».

В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоколен сняты кресты, вместо икон – портреты Ленина, кругом – суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не помнит поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда будет только тем и знаменито, «что здесь… баба родила русского скандального поэта». С тоской смотрит поэт на новое село, где не нужна его поэзия, да и он сам. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: «Мне теперь по душе иное. Бедные поля, жалкие лачуги, нищета», – вот таким он видит образ бывшего села. Во имя благоденствия, богатства страны – «каменного и стального» – он отступается от него. Но нельзя сказать, что поэт отдает родной ему жизненный уклад, переходит в состояние противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни. Под поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и зарубежным костюмом – все тот же «беззаботный парень», который запросто может взять в руки косу и вывести ею «травяные строчки». Читать их сможет «каждая корова», и поэтому душу героя наполняет радость: результат его труда ясный и очевидный, причем, несомненно полезный, тогда как стихи… И потому он с полным правом говорит о себе: «Все равно остался я поэтом Золотой, сделанной бревенчатой избы». У слова «золотой» – несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме.

Во-первых, «золотой» – значит, сделанный из золота, т. е. драгоценный, дорогой (в обоих смыслах слова) Во-вторых, «золото» – так мы говорим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном. В-третьих, золотой – это цвета солнца, источники света и тепла, цвета любимого автора.

В его стихах – «солнца луч золотой», золотые звезды, позолота листопада, золото колосьев, «земля моя золотая». Это слово – одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство любви и света. И поэтому дом у поэта «бревенчатый» и «золотой». В ряде певцов сельской жизни Есенин, наверное, действительно «последний поэт». Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проницательность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.

К черту я снимаю свой костюм английский…

Что ж, дайте косу, я вам покажу –

Я ль вам не домашний, Я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

Домашнее задание на тему: Сергей Есенин – «Последний поэт деревни».

Поиск по сочинениям и изложениям

Присоединяйся к нам:

Реклама

Заказать работу

Сочинения, изложения, пересказы

2008–2018. LitraSoch.ru: – школьные сочинения, изложения, краткие пересказы. Лучший помощник ученика LitraSoch.ru — готовые сочинения скачать за 5 минут.

Сергей Есенин – «Последний поэт деревни»