Главная » Блог » Сергей есенин природа в творчестве
Урок-семинар — Творчество Сергея Есенина
24.01.2018
Сергей есенин похабные стихи
24.01.2018

учебные материалы, лекции, конспекты, курсы, учебники, книги

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб-рых друзей», — говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин — глубокий и самобытный мысли-тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений — современника не-виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: «Я пел тогда, когда был край мой болен.»

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали»

(«Матушка в купальницу по лесу ходила. «, 1912);

«Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть»

(«Не жалею, не зову, не плачу. «, 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) — самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

«Синее небо, цветная дуга,

Край мой! Любимая Русь и Мордва!»;

Синий плат небес.

«О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку. «

«синь сосет глаза»; «пахнет яблоком и медом»; «Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей»; «Звени, звени златая Русь. «.

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия «край», «Русь», «родина» («Русь», 1914; «Гой ты, Русь, моя родная. «, 1914; «Край любимый! Сердцу снятся. «, 1914; «Запели тесаные дроги. «, <1916>; «О верю, верю, счастье есть. «, 1917; «О край дождей и непогоды. «, <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления — более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него — не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: «рыжий ласковый осленок», «отрок», «схимник», «тонкогубый», «пляшет трепака». Месяц — «жеребенок», «ворон», «теленок» и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 — очень высокий коэффициент; ср. у «звездного» Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает «месяц» (18 из 20), а в поздних — луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций — «лошадиная морда», «ягненок», «рог», «колоб», «лодка»; луна — это прежде всего свет и вызванное им настроение — «тонкий лимонный лунный свет», «отсвет лунный, синий», «луна хохотала, как клоун», «неуютная жидкая лунность». Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен, а героини — березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова» («Клен ты мой опавший, клен заледенелый. «; «Я по первому снегу бреду. «; «Мой путь»; «Зеленая прическа. » и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения — липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими» («Песнь о собаке», «Собаке Качалова», «Лисица», «Корова», «Сукин сын», «Я обманывать себя не стану. » и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни — чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности («Этой грусти теперь не рассыпать. «, 1924; «Отговорила роща золотая. «, 1924; «Какая ночь! Я не могу. «, 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, — разлука с отчим домом и возвращение на свою «малую родину»: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний («Я покинул родимый дом. «, 1918; «Исповедь хулигана», 1920; «Эта улица мне знакома. «, <1923>; «Низкий дом с голубыми ставнями. «, <1924>; «Я иду долиной. На затылке кепи. «, 1925; «Анна Снегина», 1925).

Впервые с такой остротой — и опять же после Баратынского — поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: «живых коней победила стальная колесница»; «. сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе»; «как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон» («Сорокоуст», 1920; «Я последний поэт деревни. «, 1920; «Мир таинственный, мир мой древний. «, 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить «каменное и стальное», разлюбить «бедность полей» («Неуютная жидкая лунность», <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

«Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!»;

«Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром. «.

Есенинская поэзия природы, выразившая «любовь ко всему живому в мире и милосердие» (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: «Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде. «; «не звенит лебяжьей шеей рожь»; «ягненочек кудрявый — месяц // Гуляет в голубой траве» и т.п.