Главная » Блог » Сергей есенин тема родины сочинение
Сорокоуст — н
24.01.2018
Сергей есенин детские стихи
24.01.2018

сергей есенин тема родины сочинение

Сергей есенин тема родины сочинение

Тема родины в творчестве Сергея Есенина

Лишь к тебе я любовь берегу.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины &#151 основное в моем творчестве», &#151 писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них &#151 тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.

Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина &#151 это нечто одухотворенное, живое.

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта &#151 это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина &#151 живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:

Всем существом поэта

Шестую часть земли

С названьем краткие «Русь».

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь, «бреющий бороду старому миру». А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди &#151 большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им «деревянная Русь», нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», сказочного края Инонии &#151 тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Цикл стихотворений «Москва кабацкая» &#151 свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Вспоминая свое детство в стихотворении «Русь советская», поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.

Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:

Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными &#151 кладбища и хаты.

Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:

Лишь бы только Советская Власть.

Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом». «Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь», &#151 пишет поэт. Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народ у автора &#151 «и крестьянин, и пролетариат». У народа одна цель: «Коммунизм &#151 знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом &#151 «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина».

Мне теперь по душе иное.

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

«Русь советская», «О России и революции», «Страна советская» &#151 так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал «певцом и гражданином в великих штатах СССР»:

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру &#151 значит перестать быть поэтом. «Русь советская» оказывается чужой.

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин &#151 чужой ей, незнакомый, а «те, что помнили, давно забыли». Жизнь идет мимо. Сельчане «обсуживают жись», комсомольцы «поют агитки Бедного Демьяна». Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он &#151 нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, «в стране, где тишь и благодать»; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая &#151 и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское: