Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Есенин, конечно, молодец, но сколько же у него негатива. Серьёзно, там одно про котика было. Первые 3/4 всё отлично, воспоминания из детства. Конец: котика на шапку. Ну он, собственно, и повесился ведь. Жалко всё таки. И котика, и Серёгу.
Нашёл пару стихотворений, которые понравились. К этому сделал иллюстрацию.
Добрый день, уважаемые книголюбы.
У нас на работе проходит "тайный Дед мороз", и коллега, которого я вытянул, любит читать всякое. В частности, есть какая-то серия книг в мини-формате (классика), называется примерно "миниатюрная коллекция шедевров" или похожим образом. Ему не хватает 2 книг. Если не ошибаюсь — сборники Есенина и Эдгара По. Можно кто-то подскажет 1) как называется серия и 2) где можно купить эти недостающие книги.
Спасибо! Комменты для минусов будут.
Процесс создания: (почему-то запрещённый домен, изменил на кириллицу) телегра.пх/Nochnoj-fotoshopbatl-12-09
Фото Александра Сергеевича естественно нет, поэтому автору пришлось использовать лицо Сергея Безрукова.
. Есенина куда понес аэроплан?
В Афины древние, к развалинам Дункан.
Айседора (Дора Анджела Дункан) родилась в семье, которой к моменту ее появления на свет уже не было: родители расстались до рождения дочки . С ранних лет девочка была предоставлена себе,мать вынуждена была много работать. А Дора целыми днями бродила по берегу моря, будто чувствовала свой будущий стиль танца свободного словно морские волны.
Весь мир оказался у ее ног и один из властителей этого мира сын миллиардера Парис Зингер. Она приехала к нему на Лазурный берег. Он вышел к ней во всем белом, будто принц из сказки. Дора родила ему наследника. Наверно, это были самые счастливые и уж точно самые безмятежные годы в жизни Дункан. В эти годы она посещает Россию и находит восторженный прием у публики. Как писали о ней : "Просветленная и радостная, каждым жестом стряхивала с себя путы хаоса, и ее тело казалось необыкновенным, безгрешным и чистым…"
Когда Дора впервые приехала в Россию, ей было 26 лет.Могла ли молодая женщина подумать , что в рязанской деревеньке в крестьянской избе сидя на печке учит грамоту мальчишка ее будущий единственный муж?!
Прошло 15 лет и Дора ахнула увидев Есенина . У этого русого паренька были такие же голубые глаза, как у ее погибшего страшной смертью сына .
Она подошла к Сергею своей знаменитой скользящей походкой, обняла и поцеловала. Есенин который уже сильно подвыпил на том банкете, пихнул ее ,со словами "Отстань, стерва!". Дункан ни слова не поняла по-русски . Она решила, что тот шутит и снова поцеловала. Есенин повернулся чуть не упав и с размаху отвесил ей увесистую пощечину. Дора сначала потеряла дар речи, после у нее подкосились ноги и она осела на пол .Потом вовсе разревелась, как малое дитя . В тот же миг Сергей бросился ее утешать. Так и начался их роман. Вечером Дункан нацарапала бриллиантом на оконном стекле по-английски: "Есенин — хулиган! Есенин — ангел!"
Дора оказалась в большевистской Москве .Нужно сказать, что к тому времени Дункан уже сильно отяжелела. И практически перестала танцевать. Ей хотелось организовать свою школу танца, и на ее призыв откликнулась Советская власть.
"Захваченная коммунистической идеологией, Дункан приехала в Москву. Малинововолосая, беспутная и печальная, чистая в мыслях, великодушная сердцем, осмеянная и загрязненная кутилами всех частей света и прозванная "Дунькой" в Москве она открыла школу пластики для "пролетарских детей"
Здесь же она найдет своего хулигана ,свою последнюю любовь. Она любила его пылкой почти материнской любовью. А Есенин жутко ревновал ее к мировой славе, которая была у Дункан, но не у него.
От чего он часто на нее злобился и кричал — "Ты сука!" Стерва!" ."А ты собака!" тихо шептала Дункан и тут же начинала плакать. " Да после твоей смерти отстанутся только кости, а от меня останутся стихи!"..
К Есенину заваливались собутыльники домой и он при них говорил о Доре похабщину ,буянил .Кривляясь он кричал друзьям показывая жестами на Дору "Эх, вы хоть замените меня!" Выйдя из-за стола наблевал прямо на пол посредине комнаты, под дружный хохот и звон стаканов приятелей. На утро она подошла к нему и ткнула в грудь прямо в крест, сказала:"Здесь у тебя Христос!" А потом показала на лоб:"А здесь у тебя дьявол!"
Дункан однажды не выдержала и сказала поэтессе Одоевцевой: "Поэты-отвратительные мужья и плохие любовники. Хуже даже, чем актеры, профессора, цирковые борцы и спортсмены. Недурны военные и нотариусы. Но лучше всех — коммивояжеры. Вот это действительно любовники! А поэты — них и говорить нечего — хлам! Одни словесные достижения. И большинство из них к тому же -пьяницы, а алкоголь, как известно, враг любовных утех.."
Но Дункан что-то держало возле Есенина. Держало настолько крепко, что она моментально забывала все обиды .Как-то поэт после разговора с сестрой устроил целый спектакль. Он изобразил себя буйным и пьяным, а его сестра не дала им остаться наедине.Они оба буквально сбежали от опешившей Айседоры.
Все это выглядело отвратительно. Но у поэта и его близких были основания для такого маневра. Дело в том, что к тому времени вокруг Дункан и Есенина сплотилась кучка прихлебателей, которые жили на их подачки и были против решительного разрыва. Свою новую подругу Галину поэт умолял на коленях: "Меня будут тянуть туда, а вы не пускайте, не пускайте ни за что!"
После смерти Есенина ,Дору обступили журналисты с вопросами о их жизни.Она заявила им с достоинством: "Между мной и Сергеем никогда не было ссор! Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием"
Через два года после смерти Есенина 14 сентября 1927 года, она накинула на шею длинный пурпурный шарф с вытканными на нем птицами и лазоревыми цветами села в авто. Она всей душой любила быструю езду, и шофер гнал машину вовсю, навстречу морскому ветру. На повороте он сбавил скорость и услышал вдруг за спиной громкий всхрип. Он оглянулся. Дора уже безвольно откинулась на сиденье. Шарф обмотался между спицами колеса и мгновенно задушил её.
Ну вот лет 20 как мучает. В 90х в каком- то журнале читала историю о пребывании С.Есенина в Персии- будто бы он там был несколько дней в 1920м году, со своим полудругом/полунадзирателем Яковом Блюмкиным. Наблюдал переворот и даже участвовал в расформировании гарема шаха
Я тогда даже страницу эту вырезала, лет 15 хранила, потом где-то она затерялась, всё вспомнить- не могу(
будто бы были письма из переписки кого-то из приближённых свергнутого шаха, где писалось о золотоволосом русском поэте, будто-бы даже было какое- то фото, где был виден парень со светлыми волосами, которого многие идентифицировали как Есенина, фото ушло в чью-то личную коллекцию, но до этого долго демонстрировалось в Иране в каком- то музее на «Т. «(тут опять не помню(((
В официальной биографии Есенина о Персии нет ничего, знаменитые Персидские мотивы были написаны после посещения Кавказа.
Ну вот и писал бы о Кавказе, Персия при чём??
Недавно перечитывала (ну вот, люблю)
==Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю==
Как-то прочла, что в прижизненном издании стихов Есенина под датами стояли названия персидских городов.
Может ли это быть правдой? Для меня это было бы очень важно, новый штрих к образу любимого поэта. Хочется знать о «Персидских мотивах»
Помогите пожалуйста, всё- таки столько лет мучает- и мучает вопрос, мог ли Есенин в действительности участвовать в раскрепощении иранских женщин, по сути расформирование гарема шаха было сродни массовому изнасилованию.
Решил забомбить серию постов с прозаическими произведениями от ветеранов русского рока. Решил начать с Петра Мамонова. В перспективе В.Цой, М.Науменко, Е.Летов и многие другие.
В старом областном городе еще жива старуха, которая дружила со
второй женой Есенина. Старуха до сих пор не знает, что Есенин —
великий поэт, что в тот день, когда она познакомилась с Есениным, он
написал «Не жалею, не зову, не плачу. «. Она с усилием морщится и
сухо говорит чужим голосом: «Я совсем не помню, чтобы Зинка, еще до
их развода, что-то говорила мне про него». И она права. Кому какое
дело кто поэт, а кто неизвестно кто.
исполнитель: Звуки Му
альбом: Мамонов и Алексей (1992)
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Убегает лентой вдаль.
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.
В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.
Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
Сейчас по первому каналу крутят рекламу нового сериала «Троцкий». Мол скоро премьера, все дела.
Занимательно то, что Троцкого играет Константин Хабенский:
(Кадр из трейлера)
Который уже играл данного исторического персонажа в сериале «Есенин. История убийства»:
(Кадры из сериала, 2005 г.)
Ну, думаю, вот оно. Персонаж-актёр один, канал тот же — Глядишь и Безруков-Есенин в камео появится, потом другие персонажи забегут, развития-события, два сольника считай есть — И тут вижу дальше в трейлере:
Эх, такую КИНОВСЕЛЕННУЮ про**али.
Слева — Сергей Есенин, справа — Михаил Лермонтов.
Сложно писать про лирику, и все, что написано ниже, является чисто моим субъективным мнением. Я решил, что лучше посвятить пост сравнению двух поэтов, нежели рассказу об одном. Так особые черты поэтов выглядят наглядней. Почему я выбрал именно Сергея Есенина и Михаила Лермонтова? Первым поэтом, которого я начал читать всерьез, стал Есенин. Поэтом же, которого же я первым прочел полностью, стал Лермонтов, а потом уже я дочитал Есенина, совсем недавно.
М.Ю.Лермонтов – российский дворянский поэт, живший в начале 19 века. С.Есенин – русский народный поэт, живший в начале 20 века – разница между их временами чуть менее ста лет, оба умерли молодыми, и оба неразрывно вплелись в российскую литературу, историю и культуру. Оба эти поэты весьма хороши, и читать стоит стихи обоих. Но впечатления от этих двух лириков однозначно будут разными. Лично мне больше приглянулась лирика Есенина. В чем же разница между ними?
— Происхождение, народность, российскость, русскость. Во времена Лермонтова дворянское сословие, еще не размытое, находилось у власти – меньшинство, владевшее основными ресурсами страны, обладавшее лучшим уровнем жизни, лучшим образованием, возможностью знакомиться с культурой зарубежных стран. Есенин же вырос хоть и в зажиточной, но крестьянской семье. По сути это две разных культурных классовых среды, если не два разных народа, проживавших на территории Российской Империи. Разное воспитание, имущественное положение, классовые привилегии и обязанности, быт, окружение, образование — естественно сформировали разные жизненные взгляды и стремления, языковые средства у поэтов. Лермонтов скорее российский поэт, но не русский – он дворянин, который может любить свою страну, сражаться за неё, умирать, приносить жертвы, но страна для дворянина есть вотчина и источник безбедного житья, и российский культурный пласт для него основной, но единственный. Есенин же – поэт народный, выросший в глубинке Рязанской губернии, дитя “крестьянского-народного” культурного пласта, для которого Россия — единственное возможное культурное пространство, в котором он может существовать и творить, сохраняя идентичность и величие таланта. В чем же это проявляется конкретно? На мой взгляд — в построении стихов, используемой лексике и выборе поднимаемых тем. Стихи Лермонтова более “образованные”, лексика Лермонтова в стихотворениях, да и в прозе, более “литературная”/академическая. Слог же Есенина же более понятен для обывателя и певуч; Сергей Есенин более просторечен (но не прост), начиная с лексики и заканчивая формой своих стихотворений/прозы. Лишь по тематическим стихам Лермонтова можно догадаться, что он жил и творил в России – если бы мне дали какой-нибудь его романтический стих («Пир», «Заблуждение Купидона», «30 июля.-(Париж.) 1830 года», «1831-го июня 11 дня» — прим.), и сказали, что это Байрон в переводе, я бы поверил. Со стихом Есенина такое прошло бы гораздо труднее.
— Тема Родины. И у Лермонтова и у Есенина много стихов про Россию, как в отрицательном, так и в положительном ключе. Одно стихотворение «Прощай немытая Россия» М.Ю.Лермонтова чего стоит. Я слышал о теориях, что всё клевета, и Лермонтов на самом деле не писал этого стиха, но я как раз верю, что написать такое он мог. Злопыхателям же, берущим на щиты этот стих при спорах с патриотами, стоит напомнить о таких стихах Михаила Юрьевича, как «Родина», «Прекрасны вы, поля земли родной…», где как раз таки посыл совершенно противоположный. Но Родина – не основная тема стихов Михаила Юрьевича. У Есенина же, наоборот, тема Родины — одна из основных, и шанс стать патриотом после ознакомления с его творчеством увеличивается. Однако, на месте нынешней, да и всякой российской власти, я не стал бы активно пропагандировать чтение Есенина, ибо его патриотизм есть патриотизм самый “опасный”. Прочитав Есенина, проникнешься любовью к Родине, но и впитаешь в себя грусть и печаль его стихов, относительно её положения и судьбы, ведь в них он открыто и косвенно говорит о недостатках устройства нашей страны, о бедственном положении народа, о том, что люди должны и имеют право поменять существующий порядок. Воспитываемый Есенином патриотизм — не слепое повиновение власти (хотя в его творчестве есть похвала Ленину и Советской власти — «Капитан Земли», «Анна Снегина») – наоборот, поэт прямо говорит, что его не устраивает в старом и новом режиме, критично выставляя напоказ недостатки («Страна негодяев»). Но при этом он не опускается до хулы и клеветы родной страны, сохраняя к ней искреннюю любовь, так что полное знакомство с Есениным не подойдёт ни либерастам, ни ватникам.
— Природа. Что у Есенина неоспоримо хорошо получается – писать о природе. Тема природы у Есенина часто неразрывно связана со стихами о России, и природа воспеваемая им – среднерусская, из родных мест поэта. Признаюсь – я сам с Южного Урала, и в тех местах ни разу не был — больше по Сибири и Дальнему Востоку, но все равно отчасти проникся искренними и в чем-то наивными восхвалениями Есениным родного края. У Лермонтова описание природы тоже неплохое – оно более “изысканное”, и предпочтение он отдает природе Кавказа, там я ни разу тоже не был – мне сложно судить, насколько он верно/искренне передал красоту тех мест.
— Мятежность/бунт. Оба поэты мятежны, но каждый по-разному. Мятеж Лермонтова – мятеж индивидуальный, либеральный, романтический, вызов одиночки обществу (точнее не всему обществу, а лишь его части – высшему свету, собственно в котором поэт и обитал), выступление за свободу личности. Мятеж же народный, стихийный Лермонтовым представляется как трагедия и ужас («Предсказание»). Есенин же – поэт стихийного, русского народного бунта, сторонник “пугачевщины”. Его мятежность, опять же, возникает из “крестьянского” культурного пласта, в котором веками копилось недовольство и гнев на существовавший в Российской Империи порядок вещей. Он прославляет этот бунт, сочувствует ему, показывает неизбежность смены формации общества, и справедливость такого изменения. Так, в поэме «Пугачев» Емельян и его восстание представляется в положительном свете, что контрастирует с позицией Пушкина в «Капитанской дочке» и Лермонтова в «Вадиме». Ряд его стихотворений, как упоминалось выше, воспевают, или же просто отзываются положительно о Советской власти, как к провозвестнице этих изменений. В последствии, правда, в ряде стихов звучит разочарование Октябрём, а в «Стране Негодяев» Есенин пишет о борцах с новым режимом, и выставляет уже Советскую власть в нелицеприятном свете.
— Война/насилие. У Лермонтова много стихотворений о войне, оно и понятно – поэт принимал участие в конфликтах на Кавказе, в том числе находясь на передовой. Благодаря пережитому опыту описание боев интересное и красочное («Валерик» и др.). При этом и во многих остальных стихотворениях, тематически не связанных с войной, Лермонтов прямо описывает сцены убийства и насилия. У Есенина же практически описаний убийства и насильственной смерти (говорю про лирику) гораздо меньше, за редким исключением («Пугачев»). Тоже самое относится и к теме войны – казалось бы, за жизнь Есенина прошли Первая Мировая война и Гражданская война – поворотные вехи в истории России, но Есенин именно боевым событиям практически не уделяет внимания. Есть несколько патриотичных стихотворений, относимых к началу Первой Мировой, а затем – ни про Первую Мировую, ни про Гражданскую практически прямо не пишется, лишь косвенно, скорее о последствиях для страны и народа, и очень часто в негативном ключе.
— Любовь и женщины. Оба поэта были весьма падки на женщин, чего греха таить, но не моральные же качества я тут обсуждаю. Стихи про любовь (про неудачную в частности) и прекрасный пол занимают значительное место в творчестве обоих. При этом стихи Лермонтова об отвергнутой и неудачной любви звучат обвинительно в адрес отвергающей и эмоционально вызывающе, в них чувствуется боль и сердитость поэта, его терзания от переживаемых чувств. Если же Есенин пишет о неудачной любви – то более спокойно и грустно, просто как про констатацию факта, без лишних обвинений и упреков; в отдельных стихах поэт сам сознаёт собственную ветреность и честно признаётся о своей полигамности.
Реакция Лермонтова на отказ девушки – “Ах ты, да как ты можешь, обманщица, соблазнительница, зачем ты мне глазки строила, да ты потом сама пожалеешь, будешь сама страдать и метаться и т.д. и т.п.”.
Реакция Есенина на отказ девушки – “Не дашь? точно не дашь? точно-точно? Ээээх, жалко. Ну и хер с тобой!” (пошел подкатывать к девушке за соседним столиком или же бухать с друзьями).
— Романтизм — эгоизм. Тут уже чистый субъективизм. Лермонтов — поэт чувственного эгоизма, который в своих стихах много пишет о своих отношения с другими людьми, с обществом, о конфликте общества и личности, на примере себя. Пишет он частенько колко, по-злому, обвинительно. Отсюда, кстати, превосходность его эпиграмм и сатиры («Булевар»), жаль, что он мало творил в этом направлении. Есенин же – поэт восторженный, который писал обо всем что видел и чувствовал, переживал, и взаимоотношения с людьми занимает не первое место в его творчестве. Да он тоже бы свободолюбивым и романтиком, но в нем нет излишних эмоциональных метаний и колкости в отношении к другим людям.
— Скорость чтения и сложность восприятия. Лермонтова у меня не получалось читать быстро – в день я осиливал максимум 3-5 стихотворений, больше мозг буквально отказывался воспринимать, и ушло более трех месяцев на прочтение всего его лирического сборника. Есенин же, напротив, воспринимался легко, его стихами я зачитывался без перерыва, прочитав весь сборник меньше, чем за месяц.
— Если сравнить поэзию с музыкой, то стихотворения Лермонтова по звучанию похожи на громкое и звонкое стакатто, играемое на рояле. Стихи Есенина же – мелодичное непрерывное легато, играемое на аккордеоне.
— Словесность. После полного ознакомления с творчеством Лермонтова и Есенина забавно слышать слова иных борцов за чистоту русского языка, видя, как “исконно русские поэты, столпы российской культуры” сами частенько игрались с правилами словесности. Нарушение ударений и изменение правописания слова для лучшей рифмы, использование матерных слов — это к Есенину. Частое использование заимствованных из иностранных языков слов, название произведений иноязычными словами и даже вставка иностранных слов в стихотворение – это к Лермонтову.
В общем, если вы хотите прочесть неплохие стихи, при этому лёгкие для понимания, которые наверняка вам понравятся, если хотите прочитать что-то, в чем однозначно чувствуется “русскость” – то лирика Есенина для вас.
Если вас интересует больше индивидуализм, чувственность, эгоизм, если вы хотите прочесть что-то, что может “размятежить” вам душу и получить эмоциональный заряд– то Лермонтов для вас
Ниже список стихотворений и поэм у двух авторов, которые мне особо понравились, и которые советую прочесть, если не хочется читать всё:
Лирика Есенина, которая мне больше всего понравились:
«Гой ты Русь моя родная…»
«Мы все уходим понемногу…»
«Отговорила роща золотая…»
«Ты ушла и ко мне не вернешься…»
«Тебе одной плету венок…»
«Белая свитка, алый кушак…»
«Грубым даётся радость…»
«Неуютная жидкая лунность…»
«Синий туман, снеговое раздолье…»
«Ты меня не любишь, не жалеешь…»
«До свиданья мой друг, до свиданья…»
Лирика Лермонтова, понравившееся мне больше всего: