НАРОДНЫЙ артист России Сергей Никоненко отпраздновал 75-летие.
Несмотря на солидный возраст, он не только продолжает сниматься в кино, но и заботится о наследии своего кумира – поэта Сергея Есенина.
Он помогает реставрировать церковь на его родине в селе Константиново. На свои деньги создал квартиру-музей в доме Есенина на Сивцевом Вражке. Экскурсии по своему детищу Сергей Петрович проводит сам. Корреспонденту нашей газеты довелось послушать рассказ о поэте и поговорить с актером.
— Может, от мамы, которая меня назвала в его честь. Когда она еще жила в Ленинграде, за ней ухаживал один парень и читал его стихи. Очень они ей нравились. Всё говорила, какой хороший Сережа, и назвала меня Сергеем. Но я не знал этого, и Есенина не знал лет до 14.
Мой фильм о поэте стараниями председателя Госкино Ермаша был похоронен
— Когда я учился во ВГИКе, была у меня еще такая белобрысая челка. Ну точно как у Сергея Александровича. Ко мне подходили режиссеры и говорили, что Есенина я когда-нибудь обязательно сыграю. А в 1971 году Геннадий Шпаликов, с которым я был очень дружен, написал сценарий фильма «Пой песню, поэт». Привел меня на пробы к режиссеру Сергею Павловичу Урусевскому. «Я Есенина видел живым. Он был такой точно», – сказал Михаил Ильич Ромм, увидев мои пробы. Так что на роль Есенина меня взяли за сходство.
Эта картина стараниями тогдашнего председателя Госкино Ермаша, считай, была похоронена, выйдя на весь СССР всего 16 копиями. А для Шпаликова фильм стал последней работой в кино. Впрочем, как и для Урусевского. Через три года Гена повесился. А спустя 10 дней после этого умер Сергей Павлович.
Большинство экспонатов артист купил за свои деньги
— А как вышло, что в доме, где Вы родились и прожили всю жизнь, сейчас находится музей Есенина?
— Как-то листал домовые книги и узнал, что с 1921 года здесь жила первая жена Сергея Александровича Анна Ивановна Изряднова с их сыном Юрием и мамой поэта, Татьяной Федоровной. Информацию я воспринял как знак. Решил, что эта квартира должна быть музеем. На тот момент последняя хозяйка ее умерла, и квартира превратилась в ночлежку для бомжей. Они выбили стекла, выломали батареи – сдали, наверно, на лом. Даже костер разводили. Уж и не знаю, как дом не сгорел, ведь в нем деревянные перекрытия. В 1994 году началась моя эпопея с хождением по чиновникам и сбором документов для создания музея. Полтора года это продолжалось.
— Обычно недвижимость в центре Москвы пытаются получить в личных целях. А Вы хотели сделать в «золотых квадратных метрах» музей?
— А где должен быть музей, если не в квартире поэта? Я другого варианта не представляю. Когда начал заниматься созданием музея, в «золотой недвижимости» дверь было невозможно открыть. Квартира стала общественной помойкой всего Арбата. Заходить приходилось через окно.
Квартира стала помойкой всего Арбата. Заходить приходилось через окно
— Вы с родителями жили в квартире на третьем этаже?
— Да, в коммунальной квартире. Я и по сей день живу в этом доме, только этажом ниже. А в той легендарной квартире № 25 кто только в гостях не бывал! Губенко, Шукшин. Была у меня раскладушка, жалко, потерялась при переезде. На ней спали гениальные люди. Эдуард Стрельцов, Геннадий Шпаликов. Никита Михалков попросился на две ночи, а прожил восемь месяцев.
— Негде. Он ушел от Насти Вертинской. И где ему жить? У Сережи.
— Вы приобретаете экспонаты в музей Есенина на свои деньги?
— Конечно. Подарков-то в музее по пальцам одной руки можно перечесть. Езжу по стране, ищу всё, что связано с Есениным. Однажды пришла в музей женщина и говорит: «А я не с пустыми руками. Принесла вам бокал Есенина». Бокал стоял в угловой стеклянной горке в квартире Дункан и Есенина на Пречистенке. Сергей Александрович любил пить из него. Когда Сергей Безруков начал сниматься в сериале о поэте, приходил в музей и даже выпивал из этого бокала. Думал, может, поможет. Не помогло.
— Часто про Есенина говорят, что он был алкоголиком.
— Сергей Есенин всего-то писал с 1915 года, когда он пришел к Блоку, и до 1925-го, когда его убили. 10 лет. За это время он издал 31 книгу стихов! Разве это алкоголику под силу? По три книги в год. Это фантастическая работоспособность. А ведь он еще ездил в Германию, где пробивал издание «Скифов».
— Сергей Петрович, Вы просто живете целью поддержания памяти о поэте.
— Как говорится, если не я, то кто же?
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-23934 от 5 апреля 2006 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.