Печкурова Наталья Александровна
МБОУ лицей №90, г. Краснодар
Учитель русского языка и литературы
Тема и номер урока в теме
Сергей Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека. (2 часа)
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Просвещение, 2009
Цель урока: вспомнить с учащимися страницы жизни и творчества С.Есенина; углубить эти знания, отметив своеобразие лирики поэта.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Формы работы учащихся: групповая (подготовка к уроку), на уроке – фронтальная, практическая, работа с компьютерной моделью.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение «MS Power Point»; презентация.
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола.
Берёзы – сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села:
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике ему горели свечи
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя –
России стихотворная душа.
Ученик: ( слайд 4) С.А. Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах»,- вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Ученик: ( слайд 5) чтение стихотворения «Худощавый и низкорослый…»
Ученик: (слайд 6) Сергей Есенин говорил: «… автобиографические сведения — они в моих стихах». Две даты: 3 октября 1895 год- 28 декабря 1925 года. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 — писать, рассказывая людям всё, что он видел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал,- это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.
Ученик: чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…»
Учитель: (слайд 7) Россия, Родина была для Есенина началом всех начал. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».
В каких строчках и как выражается любовь поэта к России в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…»?
Какой образ Родины рисуется в этом стихотворении?
Какие выразительные средства используются?
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
И тогда, когда она превращается в
Несказанное, синее, нежное
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя- поле безбрежное-
Дышит запахом мёда и роз…
Итак, подведем итоги. Что вы узнали о жизни Сергея Есенина? Какие факты его биографии произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? Какие особенности лирики поэта вы можете выделить?
Приложение к плану-конспекту урока
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Тематическая контрольная работа
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов