(по лирике С. Есенина) (1)
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин. Россия, Русь — это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно, что поэт, как правило, говорит о Руси деревенской, о крестьянской России. С. Есенин с полным правом мог о себе сказать: «Я — последний поэт деревни».
Изба крестьянская, хомутный запах дегтя,
Пейзаж в ранней лирике С. Есенина практически всегда пейзаж деревенский. Поэт видит не только красоту и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: покосившиеся избы, топи, болота. Родной край — заброшенный, забытый.
Край ты мой заброшенный,
С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование такого пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с этим краем заброшенным, но тем не менее родным и понятным.
Пахнет рыхлыми драченами;
Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.
Хорошо косою в утренний туман
Время С. Есенина — время крутых поворотов истории, в которых судьбы русской деревни складывались непросто. В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «сак возможность обновления России:
О Русь, взмахни крылами!
Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин как поэт крестьянский всегда думает в первую очередь о деревне. Новый мир предстает в его стихах либо в виде утопических картин мужицкого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная вера».
Милый, милый, смешной дуралей,
Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. «Все равно остался я поэтом золотой, бревенчатой избы», — писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта.
(по лирике С. Есенина) (2)
Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот поэт. Я никогда не жил в деревне, не знаю сельского быта, люблю свой город и его скорости. Но Есенин дал мне почувствовать, что у меня есть корни, и эти корни где-то там, где люди близки к земле и природе.
Заглушила засуха засевки,
Так не писали поэты-помещики. В стихах нет надрыва, «социальной заостренности». В них взгляд крестьянина, знающего тяжелый труд без гарантии успеха. Обреченная покорность русского мужика, вздыхающего: «Бог дал — Бог взял», и нет надежды на молитву. Крестьяне молятся по обычаю, потому что так положено, нужно себе сказать, что вот, сделали все, что могли:
Скинув шапки, молясь и вздыхая,
Много слов, характерных для рязанского говора, но они не кажутся искусственно введенными в стихи. Они привычны для поэта. Так говорят на его родине, так говорил и он с детства.
Выткался на озере алый свет зари,
Золотой, алый, синий, зеленый — все цвета круговорота природы, ее цветения и увядания включает поэт в свою палитру.
Полыхают зори, курятся туманы,
Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:
Троицыно утро, утренний канон.
Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.
Псевдоинтеллигентская брезгливость, возмущение по поводу «непоэтичности», «низких понятий» в стихах вызывала у Есенина несвойственную ему злость. Сколько яда в строках:
Очень сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Жеребенок». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни. ». Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна, и над ней смеются богатые и сытые соседи:
Приятны мне свиней запачканные морды
Никаких красивостей нет в этих строчках, но они действительно полны любви. И почти через столетие мы чувствуем удушье от того, что
… сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.
Сергей Есенин открыл для меня тот мир, которого я совсем не знал. Не могу сказать, что я все понял, но знаю, что полюбил его и хочу как можно ближе узнать, понять и сберечь.