Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явление довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький писал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные составные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.
Для героя Есенина родная земля это своеобразный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире палаты и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тайны, горести и мечты:
Говорят со мной коровы На кивливом языке.
Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.
Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощущением полноты и красоты жизни. Мы сочувствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слушаем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузнице. Наслаждаемся отлаженной мастерской работой сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.
Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солнца блеск могучий над равнинами полей». Картины родной природы неразрывно связаны у Есенина с чувствами и переживаниями лирического героя. Есенинская параллель природа — человек отмечена яркой печатью национальной самобытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных поэтических представлений, переживаний.
Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лошадей пробуждают во мне воспоминания о минувшем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. Прием очеловечивания природы, перенесения явлений природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался классиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее становились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.
В основе художественного метода Есенина — полное и.
органичное слияние внутреннего переживания с природой. Его пейзаж одушевленный — это образное самораскрытие, философская медитация. В картине природы, в ее поэтической метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свойственно человеку:
Листья падают, листья падают.
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
При этом, особенно в ранний период творчества, поэт использует традиционную фольклорную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для создания общей эмоциональной картины используются хорошо знакомые каждому явления и состояния природы. Для передачи грустных настроений, утрат, душевного смятения — образы осени, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:
Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.
Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.
Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опубликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, переживаний. Душа восемнадцатилетнего юноши, очарованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Становится понятным, что белая береза с тонким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «певучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести земли». Растворение в родной природе, родной стихии и привлекает нас в творчестве этого великого национального поэта.
— человек и природа в лирике есенина
— сочинение на тему человек и природа в лирике есенина
— бог природа человек в поэзии есенина
— бог природа человек в поэзии есенина сочинение
— сочинение на тему бог природа человек в поэзии есенина