«О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ, ПОСТАВЬ ИНУЮ КРЕПЬ!» (РОССИЯ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА)
Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия, пережив множество событий, вступила в XXI век. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о нравственном развитии и возрождении нашего общества. Все мы должны стать лучше, чище, добрее. Хватит ненавидеть и обвинять Россию за то, что она не может дать своим гражданам того, что могут дать другие государства. Не может жизнь целого народа и каждого человека заключаться только в поиске дефицита, очередях, а мысли — в думах о неотоваренных талонах. Но многие еще мечтают только об импортных сапогах, ресторанах и удовольствиях, когда кругом так много бед, горя и несчастья. Нас окружает много бездомных, голодных, безработных, немощных людей. Да, мы должны стать терпимее друг к другу, прощать вольные и невольные ошибки. И тогда жить станет лучше, а люди поверят в самое доброе. Я думаю, поэзия Сергея Есенина, которая очищает души людей своей чистотой, своей искренностью, духовностью, совестью и нравственностью, поможет нам в этом.
Стихи Есенина… Они не подвластны времени, всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты, предшественники и преемники Есенина, задумывались о том, какой быть России. А. С. Пушкин, гордость русской литературы, подводя итог прожитым годам в стихотворении «Памятник», писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Ему многое пришлось претерпеть за свою короткую жизнь, но он навсегда остался пророком, голосом России. Тяжела, трагична судьба М. Ю. Лермонтова. Он был «всегда один», не найдя себе места среди бесчисленных «масок», обвиняя свое поколение в бездействии. Поэт-демократ Н. А. Некрасов свою жизнь и творчество посвятил России, ее народу. Он обвинял самодержавие и желал видеть русский народ счастливым, борясь против пороков русского общества в своих стихах.
А. Блок не просто любил свою страну, ее природу, народ, он пытался разгадать ее душу, понять ее путь, оценить ее настоящее и определить будущее.
А Сергей Есенин, этот предельно русский поэт, до боли любил все родное:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
Все его стихи о Родине так наполнены глубоким чувством, что трудно выделить одно, лучшее. Это потому, что чуть ли не в каждом своем произведении Есенин говорит о любви к Родине:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Есенин не старается проникнуть в социальные конфликты времени в своих ранних стихах. Русь кажется ему «покойным уголком»:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Но затем в творчестве поэта возникают и трагические мотивы. Он начинает осознавать, что нелегка жизнь людей в России:
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
Есенину дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не сожалеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В его творчестве как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое, что ему очень дорого. Во время Первой мировой войны и Октябрьской революции в своих стихах Есенин передает боль и грусть за судьбу родины, тревогу за жизнь односельчан, вовлеченных в круговорот мировой войны. Сергей Есенин называет себя «последним поэтом деревни» и пишет: «Неживые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!». Он горюет, что «стальная конница победила живых коней». Поэт воспевал старую патриархальную Россию. На его глазах она умирала. И у него, естественно, возникал вопрос: что ждет Россию в будущем? Раздумья поэта тревожны. Но все-таки наполнены светлой надеждой и верой в будущее Руси советской, в ее людей. В стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» возникает образ возрожденной, воспрянувшей духом России:
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
Есенин все больше верит в будущее страны:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Сергей Есенин для нас всегда остается живым, его творчество учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, так как «в глазах» его «прозрений дивный свет».
Всех думающих и небезразличных людей волнует сегодня будущее Родины. Мне кажется, что нет сейчас людей, которые бы не читали журналов и газет. По-моему, даже повышение цен не убавит популярности печати. Ведь многие задумываются о будущем, недовольны настоящим, и почти все оглядываются назад, в прошлое, поскольку без него нет сегодняшнего и завтрашнего дня. А наше прошлое особое. Оно никак не хочет нас отпустить в будущее, держит цепко и незримо. Многие писатели оставили привычные дела, уютные кабинеты и тихие библиотеки, где так хорошо думается. Одни занялись политикой. Мы часто слышим и читаем выступления русских писателей В. Белова, В. Распутина и других. Некоторые увлеклись публицистикой или экономикой. Что же, время такое. Надо защищать природу, думать об экономике, работать над новыми законами. Надо многое успеть и сделать. И все-таки, мне кажется, важнее всего проблема нравственности.
По-моему, сначала необходимо нравственное обновление, а потом сами собой произойдут перемены в политике и экономике. Ведь разве честные, убежденные люди могут терпеть такое безобразие?! Мало хороших людей у власти в нашей стране. Будем надеяться, что их станет больше. Следовательно, станет больше хороших законов. Нравственно ли наше общество? Пожалуй, нет. С первых дней создания нашего государства началось насилие, ведь сама идея диктатуры пролетариата этого требовала. Напрасно верил Сергей Есенин в хорошее будущее социалистического общества. Мне трудно решить, какой строй лучше. Ведь и наши обществоведы сейчас в растерянности. Но мне очень хочется, чтобы в нашей жизни (при какой бы системе мы не жили) было меньше лжи, лицемерия, жестокости, а больше добра. Тогда надежды Есенина и других поэтов на обновление общества оправдаются.