С. А. Есенин по праву признан одним из лучших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, неподдельной искренностью, богатством чувств, нравственным здоровьем и жизнелюбием.
В простых и неказистых родных пейзажах рязанский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждому простому человеку чувств, что и спустя столетие все новые и новые поколения читателей с упоением обращаются к его творчеству.
Природу родного края Есенин знает превосходно, в свой тонкий рисунок вкладывает душу настоящего патриота:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Старательно выписывает поэт детали хорошо знакомого ему быта, часто употребляет диалектные слова для передачи местного колорита. Эти стихотворения, написаные с натуры, имеют конкретизирующее содержание: «В хате», «Рекруты», «Кузнец», «Поминки», «Молотьба». В них изображен бедный крестьянский быт:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
Но более живо и эмоционально воспринимаются картины родной природы: они празднично нарядны, здесь доминирует приподнятое, романтически окрашенное настроение. Родная природа оживает в стихах Есенина, березки и клены, вечера и рассветы, избы и поля — все радуется и грустит по-человечьи.
Поэт одухотворяет эти простые и знакомые каждому с детства явления, наделяет своими чувствами, настроением. Золотые звезды у него дремлют, «брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона», сонные березки улыбаются, растрепав шелковые косы.
Может быть, кому-то покажется, что поэтическое слово Есенина несколько наивно, он выбирает простые способы рифмовки: березки — сережки, косы — росы, тополя — поля, дубровы — коровы, тростники — у реки. Но сильное и свежее поэтическое чувство, своеобразный взгляд на природу, открывающий ее живую красоту, придают стихотворениям новизну, художественное очарование.
Все богатства природы России органически входят в поэзию Есенина — приволье родных просторов, полевые запахи, краски и звуки, радостная весна, задумчивая осень, жестокая зима. Перед нашими глазами происходят волшебные превращения: зима баюкает мохнатый лес; игривые воробушки, словно сиротливые детки, голодные, усталые, жмутся поплотней. Им, как и людям, снятся цветные сны: «в улыбках солнца ясная красавица весна». Осень — это не просто осень, а рыжая кобылка, расчесывающая гриву.
Ее подковки слышны над речным покровом берегов. Оживают луна, звезды, вечера и рассветы:
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
В пейзажной лирике Есенина предстают сложные, необыкновенно красочные и непривычные образы. Иносказательный смысл этих образов прозрачен, эта символика опирается на реалистическую, преимущественно фольклорную основу: «пляшет ветер по равнинам — рыжий ласковый осленок»; «синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя воробей псалтырь читает»; «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины»; «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве».
Поэзия Есенина — это гимн России, родным рязанским просторам, где, «радуясь и мучаясь», живется все же как нигде хорошо, привольно.