Назовите темы и мотивы ранней лирики Есенина. В чем проявилось новаторство его поэзии?
Эстетическое новаторство Есенина проявилось во многих особенностях его поэтического творчества. Голос поэта у Есенина — это в значительной степени голос крестьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввел такую точку зрения в литературу более определенно, чем кто-либо до него.
Жизнь родного края, его природа, любовь, заботы и дела людей — все это становится предметом ранней поэзии Есенина. Несмотря на то, что драматические повороты судеб, тревожные настроения входят в стихи Есенина уже на раннем этапе, все же преобладает светлая, жизнеутверждающая тональность.
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
(«Запели тесаные дроги…»)
Народное творчество, наряду с классикой, было важнейшим истоком поэзии Есенина. Даже стихотворения Есенина, тематически близкие классическим, основываются на весьма оригинальной системе образной выразительности. Например, стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» тематически близко пушкинскому «Я вас любил: любовь еще, быть может…».
Стихотворение Есенина звучит, как и пушкинское, грустно-просветленным прощанием с любимой. Совершенно уникальна образная палитра Есенина:
…Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот.
Образ настолько цельный, письмо так плотно, что представляется весьма затруднительным выборочное цитирование приведенного отрывка без опасности разрушить единое живое впечатление. Есенин воплощает сам принцип мировидения человека, для которого связь с живой жизнью земли органична, как дыхание — не ощутимое, не контролируемое, но тем не ме нее жизнетворное.
С. Есенин своими стихами выразил потребность народного духа в творчестве и утвердил творчество как главное содержание народного бытия. Идеи большинства его произведений доступны без снисхождения, образность, как правило, ярка без вычурности. Нравственная позиция поэта в наибольшей степени согласуется со здоровой народной точкой зрения.
У раннего Есенина немало стихотворений на основе религиозной эстетики, образности. Но при всех полетах и устремлениях «дух» в поэзии Есенина опирается на ощутимую доминанту национально-исторической «тверди»:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная…»)
Поэт тщательно фиксирует детали деревенского домашнего быта (стихотворение «В хате»), чувством люб ви и сострадания к «братьям нашим меньшим» проникнуты его стихотворения о животных: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке». Природа родного края во всем бесконечном разнообразии является палитрой поэта, дарующей ему краски, звуки, запахи, объектом творческого восхищения, собеседником в рассуждениях
о жизни и людях. Эти особенности поэзии Есенина закрепились уже в раннем творчестве и стали определяющими на всем его протяжении.