1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает самую устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924год) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое. Ещё более отчётливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская»(1924).
Поездки в родное село, происшедшие перемены в нём приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, как пилигрим угрюмый. Ему даже кажется, что его поэзия здесь больше не нужна.
Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 годов необходимость по-новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 годах, написанных в духе Христианской символики.
В 1924г. Он пишет «Песнь о великом походе» — поэтому о защите Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно – русскому, поэт сочетает её с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохе. Национальная основа поэмы ощущается во всём; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.
Есенина всё более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвящённую Бакинским комиссарам, не большую поэму «36», о политических ссыльных, борцах против самодержавия.
Понятно и другое – смерть. Так Есенин на расстоянье увидел то большое, что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получат конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и значительным произведением на эту тему является его поэма «Анна Снегина» (1925).
Поэма «Анна Снегина» — лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил своё лирическое дарование. Поэма даёт развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами автора, и это движение в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского.
В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить, как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает прошлое, Учитывает опыт пережитого, задумается над будущим.
Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.
Как и в народном творчестве, у Есенина почти нет пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образцам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущим.
Нередко в его стихах природа настолько сливается с селовеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, представляет как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовали многие другие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубым цветами. Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.
Сергей Есенин- один из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха- напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. « Засосал меня песенный плен»,- писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. « Степным пеньем» назвал поэт свое творчество.
Героическая поэма появилась в русской литературе сравнительно поздно и не успела получить широкого распространения. На смену классицизму в России пришел в это время сентиментализм. Вторая половина XVIII в. в истории России насыщена важными историческими событиями. Разрозненные прежде вспышки отдельных антикрепостнических бунтов слились .
Любовной лирике М.Ю.Лермонтова характерны тенденции к «заземлению», биографизму и стихийному стремлению к циклизации. Стихи Лермонтова о любви, если брать их в целом, ближе к подлинной биографии поэта, точнее отражают ее реальные факты, чем его лирические произведения на другие темы. Отсюда широта содержания этих стихов, выходящих за п .
Повесть состоит из 4 частей: 1) появление Батыя на границах Ряз. земли , посольство Рязанцев к Батыю во главе с кн. Федором, гибель Федора (за отказ привести Батыю свою жену) и его жены Евпраксии (спрыгнула с высокого терема с сыном Иванов и разбилась) – ее подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть .