1) раннее творчество;
В эту стройную периодизацию не хотела укладываться поэма «Черный человек». Хронологически она вписывалась в последний этап, но по мироощущению поэта в него не вписывалась. Сейчас, когда Есенин не воспринимается уже как поэт советский, все встало на свои места. Последний период его творчества уже не именуются «советским» периодом его творчества, а просто последним, итоговым, завершающим, а некоторые называют его периодом переоценки ценностей.
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Где мое счастье? Где моя радость?
Вот на такой же бешеной тройке.
Белая берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Как зимой у печки.
Как большие свечки.
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Даль подернулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Перепельи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешным светом.
Хлебным духом сеет притчи.
На сухой соломе в дровнях
Слаще меда пот мужичий.
Пахнет вишнями и мохом.
Друг, товарищ и ровесник,
Помолись коровьим вздохам.
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
В критической литературе о Есенине есть, пожалуй, два наиболее горячих, спорных момента, хотя не бесспорен каждый из этапов: это вопрос о политической ориентации Есенина. Иначе говоря – стал ли он советским поэтом. Второй вопрос связан с трагедией конца. Если по отношению к Маяковскому абсолютно доказано то, что он выстрелил сам, то смерть Есенина и по сей день в числе загадок. Никто не подвергает сомнению то, что он мог пойти на акт суицида. Однако пошел ли он? Вопрос открыт. В последнее время появилось достаточно много публикаций, в которых приводятся доказательства того, что следы на теле покойного не позволяют говорить о самоубийстве. Неоднократно публиковалась фотография уже задушенного поэта, сделанная в момент обнаружения тела. Даже на нечеткой газетной фотографии явно виден пролом на голове. Понятно, что сам человек сотворить с собой такое может вряд ли. Это главная причина, в связи с которой существует версия, что поэта сначала убили, а потом было инсценировано самоубийство. Однако множество других фактов не играет на эту версию. Дверь изнутри номера гостиницы «Англетер», где произошла трагедия, была заперта, причем ключ был в двери, не было следов проникновении и через окно.
Если говорить о трагедии, связанной с разочарованием в революции, то прежде всего надо указать на то, что в сознании поэта постепенно происходило понимание несовпадения так горячо желаемого им и действительной политической ситуации в стране. Отсюда и тезис Ю. Семенова «бедолага не смог подстроить себя под революцию». Да, действительно, так и не смог, хотя пытался увидеть в большевиках позитивную могучую силу.