Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной, освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:
Земля моя золотая!
Осенний светлый храм!
Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает одушевленной, мистически преобразованной. О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги «Радуница».
Радуница — это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.
Лирический герой ранней лирики Есенина — откровенный язычник:
Счастлив, кто в радости убогой.
Живя без друга и врага,
Пройдет проселочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества.
Стихи Есенина — это заклинание природы, они переполнены прямыми обращениями:
О тонкая березка.
Что загляделась в пруд?
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до него в литературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
и это придает его лирике особенную музыкальность. Ранняя лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им, а повествует об общечеловеческих ценностях — любви к родной природе, родной стране, к близким людям.
Есенин — это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается всегда современным, потому что близок к народу.
В поэзии С. Есенина легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине.
Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание.
Уж не сказ ли в прутике
Жистъ твоя и быль,
Что под вечер путнику
Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.
Я — пастух; мои палаты —
Межи зыбистых полей.
По горам зеленым — скаты
С горком гулких дупелей.
В первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница» его лирика еще легка и безмятежна, в нее редко вторгается «проза» народного быта.
«Мирок», «белая бахрома» и «сонная тишина» говорят о душевном покое поэта.
Россия еще утопает в мягкой тиши. В раннем творчестве любовь к Родине у Есенина воплотилась именно в чувствах к тихому патриархальному быту деревеньки с ее хороводами у костров, весенней пахотой, крестьянской жизнью:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
С. Ф. Батин, МКОУ «Реконструкторская СОШ», п. Реконструкция, Волгоградская область