Главная » Блог » Стихи С
Стихи про закат есенин
24.01.2018
Тихо струится река серебристая
24.01.2018

стихи есенина для 6 класса

Стихи С.А. Есенина на уроке русского языка. 6-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Повторить определение текста и его особенности, вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина.
  • Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина;
  • Показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.

Вступление. Видео под песню на слова С.Есенина “Отговорила роща золотая. ”

1. Вступительное слово учителя:

— Сегодня на уроке мы обратимся к стихам великого русского поэта — Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу; повторим, что такое текст (типы текстов и стилей речи); а также на примерах из стихотворений Есенина вспомним, какие художественные средства выразительности мы уже знаем.

На доске слова: ноздреватый, частокол, лизать, горбатый, подол.

Соответствуют ли данные слова представлению о красивом, нежном или говорят о чем-то прозаическом и обыденном?

А вот теперь посмотрим, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина?

Лег под прямой частокол.

Лижет теленок горбатый

Вечера красный подол.

3. Запишите предложение для синтаксического разбора:

Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

Можно ли назвать это предложение текстом? Текст — это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.

— Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизывающий тоскою о родине текст (текст на слайде)

Ученики выразительно читают стихотворения С.Есенина:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

4. Слово учителя Родиной поэта было село Константиново и ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Петербурге, Есенин возвращался на родину.

Запишем и проанализируем строки:

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

— Записанное выше — текст? Докажите.

— Какой этот текст по типу — Описание? Рассуждение? Повествование?

— Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной).

Запишем в тетради:

Повествование – текст, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ;

Для описания характерно большое количество прилагательных и причастий, т.к. описывается какой-либо предмет, явление, человек;

Рассуждение имеет определенную структуру:

При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина "вызванивают ивы — кроткие монашки", "заря на крыше . моет лапкой рот", "шепчет синий ветер". И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера.

А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)

На доске: Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью живых существ. При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.

Ищем примеры в текстах:

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

— Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.

— Какие еще художественные средства использует поэт? Например: “крапива. обрядилась перламутром”, “звенит песок”, “горят росы” (Метафору).

На доске: метафора — перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.). А также в поэтических текстах встречаются эпитеты — это яркие, красочные определения, выраженные именам прилагательными. А кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”, по меткому выражению критика Боткина.

Найдем примеры эпитетов в наших текстах: “золотые звезды”, “шелковые косы”, “серебряные росы” и др.

— Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.

— Как могут связываться предложения в тексте?

— Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.

Сейчас мы за этим понаблюдаем. — Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений — "Персидские мотивы". Одно стихотворение из этого цикла "Шаганэ ты моя Шаганэ!", положенное на музыку, мы сейчас послушаем. — Посмотрим, как связаны предложения в тексте “Шагане ты моя, Шаганэ!” (слушаем одноименную песню на с тихи С.Есенина).

(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов, находим примеры повтора), это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине. — В 1925г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре "Ты запой мне ту песню, что прежде. ". В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи "родимому дому", "калитке осеннего сада", "золотистым косам",березке под "родным окном". Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название "Ты запой мне ту песню, что прежде . . .".

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты. Ты мне пой. Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко —

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.

— Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?

(Слушаем запись есенинского стихотворения)

Приходим к выводу после прослушивания, что напевность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов.

Записываем в тетради:

Повтор — повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.

5. Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ "рязанских раздолий", которые все-таки красивее Шираза.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему, взятую из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный. ".

И в заключение давайте прослушаем еще одно стихотворение великого поэта на тему любви к живой природе. Его трогательные строки в “Песни о собаке” — гимн человека, трепетно и нежно относящегося ко всем живым существам, сопереживающего братьям нашим меньшим и воспринимающего их боль как свою собственную!

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.