«Мои стихи, спокойно расскажите
Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Творчество клуба Шестая струна
2 ведущий: рассказ о С. Есенине (одновременно демонстрируется фотографии поэта и его родных и друзей.)
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием. 20 21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского.
Старинное русское село Контантиново, раскинувшееся вдоль холмистого правого берега Оки, насчитывало несколько сот дворов. Оно пролегло широкой прямой улицей, которая тянулась на не¬сколько километров, потому что к ней примыкали деревня Волокна и большое село Кузьминское. Дом Есениных находился в самом центре села Константиново. Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было восемнадцать, а матери шестнадцать с половиной лет. Отец Есенина Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну Титову. Сыграв свадьбу, Александр Никитич вернулся в Москву, где он работал мясником, а мать осталась жить в доме свекрови, Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в семье. Основной доход Аграфена Панкратьевна получала от жильцов: художников, работавших в церкви, и монахов, ходивших по деревням с чудотворны¬ми иконами. Для постояльцев нужно было готовить, стирать, носить воду и убирать, поэтому молодой жене Александра Никитича приходилось много помогать свекрови.
Творчество клуба Шестая струна
ЧЕРЕЗ ГОДЫ (Е.Фокина)
Не забудет «голубая Русь»
Светлых глаз с осенней поволокой.
В них застыла талой льдинкой грусть,
Точно неизбежность злого рока.
Клен опавший.золотые нивы.
Им Сергуху помнит молодым,
Светлым, окрыленным и счастливым.
Образ светлокудрого поэта,
Что воспел Саади и Хайяма,
Персия в стихах его воспета.
Он за мной ходил в заоблачные дали.
Может за чертой Земли, как знать,,
В Вечности они едины стали.
Что ж душа не ведает покоя?
В прошлое ступив одной ногою,
Он другой прорвался через годы.
Сережа Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался и учил его, как надо драться. Как кулак держать. В зрелые годы, оглядываясь на свой путь, Есенин признал, что никто не имел для него такого значения, как его дед, Федор Андреевич. Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. «Насколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах», вспоминал он. По собственным словам, стихи начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе.
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
Ну, а если тянет-
Но больше про кобыл…
Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распорядилась, что крестить и помогать ее растить будет Сергей. Свою ответственность за воспитание сестры брат ощущал постоянно и в будущем во многом заменил ей и младшей сестре Шуре (род. в 1911 г.) мать и отца. Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал родным материально. В 1924 году им было написано известное стихотворение «Письмо матери».
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
С.Есенин народный поэт. И дорог, и люб был ему народ, и страдала душа за него.
Народные творчество занимало значимое место в творчестве Есенина. Сказалось то, что в долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.
Костер метели белой,
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
И крестя свой рот.
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березкам и тополям.
Звени Есенинская Русь!
Гори заря, ропщите воды,
Сияйте звезды небосвода.
И, я тобой не надышусь!
Жива! Жива, Святая Русь!
На необъятнейших просторах.
В полях, горах, долах, озерах,
Твоих красот не перечесть.
И, счастью место тоже есть.
Посредством гимнов и сонетов
Связала накрепко поэтов,
Чтобы навек объединить.
Ну, как Россию не любить!
В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград. Одним из первых, с кем он встретился, был Александр Блок, на его квартире Есенин читал свои стихи. Здесь в Петрограде Есенин знакомится со многими известными писателями: Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Андреем Белым, Алексеем Толстым.
Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.
Творчество клуба Шестая струна
С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках
Идет возлюбленная мать
С пречистым сыном на руках.
В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легенд
Его призвали на военную службу шла I Мировая война. Он послан в Царско-Сельский военно-санитарный поезд санитаром. Летом этого года читал свои стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии.
Творчество клуба Шестая струна
С лета 1917 года по лето 1920 года Есенин пишет много. Написаны поэмы «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Кобыльи корабли», вышли сборники стихов «Голубень», «Трерядница» и книги «Сельский часослов», «Ключи Марии». В январе 1921 года выходит сборник «Исповедь хулигана».
Творчество клуба Шестая струна
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть.
Творчество клуба Шестая струна
НЕТ УЖ ПРАВДЫ НА ГРЕШНОЙ ЗЕМЛЕ (Е.Фокина)
Месяц выплеснул белую стынь.
По степи бродит призрак тумана.
И кругом, куда глазом ни кинь,
Все опутали сети обмана.
Ей раздольно гуляется в поле.
Толи плачет душа, толи дождь,
По загубленной правде и воле.
Голос жалобно будто взывает
Журавлям, растянувшимся в клин.
Как кулик на болоте рыдает.
Да и воли, увы, не найдешь.
Лишь хохочет, в туманной во мгле,
Надрываясь, проклятая ложь.
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
Разочарование в любви, разочарование в окружающей действительности. Вылились в разочарование в жизни. Обладая взглядом провидца и ясным умом, восхвалять Советскую власть, кривить душой Есенин не мог. Сочинять ей гимны, даже из чувства собственного самосохранения не считал нужным, и не писать вовсе тоже не мог. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Сам себе он пытался объяснить свое состояние таким образом:
Быть поэтом — это значит то же. (С.Есенин)
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня.
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Запрещая крепкие напитки,
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.
А любимая с другим лежит на ложе,
Благою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.
Будет вслух насвистывать до дома:
"Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо".
Характерны черты стиля Сергея Есенина. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: «Песнь о Евпатии Коловрате», « Марфа Посадница», «Ус» и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д – получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Это сказалось и в осмыслении им философских проблем, в частности народного понимания красоты и добра. Этими качествами народные герои наделяются значительно чаще, нежели отрицательными. То же можно сказать и об отношении Есенина к природе; он не только наделяет человеческими чувствами окружающий мир, но и одушевляет его.
Творчество клуба Шестая струна
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать — еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет — Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери , Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать. И, наконец, стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности.
Отговорила роща золотая (С, Есенин)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
В «Персидских мотивах» у героя «в душе звенит тальянка», и «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
Творчество клуба Шестая струна
Очень скоро Есенин понимает, что большевики — вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное. ". И, от этого настроение приподнятости и надежд сменилось у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушился, голод и разруха шествовали по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, пришла весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
Творчество клуба Шестая струна
Мы не будем сегодня говорить о Есенинском «Черном человеке», о его проблемах, как принято думать сегодня со здоровьем. О его конфликтах с Советской властью. Мы, ведь, не для того здесь собрались. Наша цель – освежить в памяти поэзию нашего русского поэта С.Есенина, который так рано ушел из жизни, может быть, не допев своей самой важной, самой главной песни.
Улетел, растаял с белых яблонь дым,
И, поэт остался вечно молодым.
Кто же напророчил? Или, может, сам,
Коль, звездой вознесся к светлым Небесам.
В звездах, в алых зорях, в белых облаках.
Ну, а там, в далекой, призрачной стране,
Скачет на игривом Розовом коне.
Кружевом вплетает звуки лунный свет,
В ноты главной песни, той, что не допел,
Чтобы его голос до сих пор звенел.
Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души; она помогает человеку в самые трагические минуты его жизни. Поэзия ведет вечный бой за Человека!
Великие художники – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».