Меня томила, мучила и жгла…
Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию диск, посвященный юбилею двух великих деятелей русской культуры ХХ века – Сергея Есенина (1895–1925) и Георгия Свиридова (1915–1998). «Однажды, – вспоминал композитор, – … я встретился со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть. И неожиданно родилась музыка. … Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом».
Премьера «Поэмы памяти Сергея Есенина», состоявшаяся в 1956 г. в Москве, стала новой вехой в творчестве композитора, по-настоящему открыв широкой публике его своеобразный авторский стиль, тонкое чутье поэтического слова. С другой стороны, «Поэма» Свиридова, в которой композитор стремился передать духовный облик поэта, его страстную «любовь к родному краю», стала фактической реабилитацией творчества самого Есенина, поэзия которого долгое время была негласно запрещена.
Вскоре после окончания вокально-симфонической «Поэмы» был написан цикл «У меня отец – крестьянин» для тенора и баритона с фортепиано, в котором есенинские образы русской природы и картины деревенской жизни выражены средствами камерной вокальной лирики.
Маленькая кантата «Деревянная Русь» для тенора, мужского хора и оркестра была написана в 1964 г., ей предпослан эпиграф из есенинских строк «Русь, мой деревянная Русь!». Четыре стихотворения поэта воссоздают облик патриархальной, старой России, а последние строки финальной части возглашают ее трагическую гибель. Кантаты Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина звучат в исполнении Республиканской академической хоровой капеллы под управлением А. Юрлова и мэтров отечественного дирижерского искусства – Юрия Темирканова и Геннадия Рождественского. Камерный цикл звучит в исполнении выдающегося интерпретатора музыки Свиридова Алексея Масленникова, которому аккомпанирует автор.
«Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра
(сл. С. Есенина) (1955-1956)
1 1. Край ты мой заброшенный. 4.01
2 2. Поет зима. 4.22
3 3 .В томкраю. 4.05
4 4. Молотьба. 3.10
5 5. Ночь под Ивана Купала. 4.18
6 6. Ночь под Ивана Купала (продолжение). 3.32
8 8. Крестьянские ребята. 2.24
9 9 .Я — последний поэт деревни. 5.10
10 10. Небо — как колокол. 2.36
«У меня отец — крестьянин», цикл на стихи С. Есенина для тенора, баритона и фортепиано (1956)
12 2. В сердце светит Русь. 2.16
13 3. Березка. 3.27
14 4. Рекрута. 1.24
15 5. Песня под тальянку. 1.39
16 6. Вечером. 2.06
17 7. Есть одна хорошая песня у соловушки. 4.47
«Деревянная Русь», маленькая кантата на стихи С. Есенина для тенора, мужского хора и симфонического оркестра (1964)
18 1. Прощай, родная пуща. 0.58
19 2. Топи да болота. 2.28
20 3. Я странник убогий. 2.01
21 4. Не ищи меня ты в Боге. 1.30
Общее время: 60.26
Алексей Масленников, тенор
Игорь Морозов, баритон (12, 14-16)
Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова (1-10, 18-21)
Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии
Дирижер — Юрий Темирканов (1-10)
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио
Дирижер — Геннадий Рождественский (18-21)
Записи: 1957 (1 -10), 1980 (11 -17), 1970 (18-21) гг.
Звукорежиссер — И. Вепринцев
Ремастеринг — В. Панина-Ободзинская
Редактор — Н. Сторчак
Перевод: Н. Кузнецов (англ.), Н. Рындина (франц.)