Главная » Блог » Свиридов память сергея есенина
Цитаты Сергея Есенина
24.01.2018
Гой ты, Русь, моя родная… — н
24.01.2018

свиридов память сергея есенина

Г. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина

Примечание: предлагаемый разбор отнюдь не является исчерпывающим и максимально подробным. Его можно и нужно дополнять материалами из учебников – Советская музыкальная литература, вып. 1 (любое изд.) и Отечественная музыкальная литература 1917 – 1985, вып. 2. – М., Музыка, 2002. – С. 167 – 178.

«Поэма памяти Сергея Есенина» создана в 1956 году. Это – первая подлинная творческая вершина. Здесь С. нашел свою, глубоко индивидуальную тему, которую можно сформулировать как «Поэт и Родина», «Поэт и Россия». Отныне она становится генеральной в его творчестве. Кроме того, С. открыл здесь для себя поэзию Есенина, на стихи которого затем написал еще ряд произведений: цикл для тенора и баса с ф-но «У меня отец – крестьянин», хоры a cappella «Вечером синим», «Табун», кантату «Деревянная Русь» и др. Есенин долгое время был «полуопальным» (т.е. полузапрещенным, пусть и не официально) поэтом, печатался мало, так как воспевал дореволюционную Россию, деревню, крестьянство (вместе с Ник. Клюевым, Петром Орешиным, Ник. Клычковым принадлежал к т.наз. новокрестьянским поэтам; знаете ли Вы что-либо об их творчестве?). К Советской власти Есенин относится сложно и неоднозначно, видя физическое уничтожение крестьянства, и в целом её не принимал.

После данного произведения С-ва к стихам Есенина стали обращаться многие советские композиторы.

Поэма написана для тенора соло, смешанного хора и симф. оркестра. Тенор соло звучит здесь как голос самого поэта, задушевно, лирично.

Сквозного, единого сюжета нет. Смысл жанрового названия «поэма» – в эпическом показе судьбы народа и страны, как отмечал сам автор.

В Поэме 10 частей, объединенные в пять пар: 1 – 2, 3 – 4 и т.д. В каждой паре части следуют attacca. 1-я и последняя играют роль пролога и эпического финала, 9-я часть содержит явную репризность музыки, хотя и не буквальную по отношению к 1-й. Кроме 5-й – 6-й частей, внутри каждой пары есть яркий внутренний контраст. Части 1 – 6 написаны на дореволюционные стихи Есенина, части 7 – 10 – на послереволюционные. Контраст этих крупных неравных частей Поэмы – очень яркий.

1 – Край ты мой заброшенный

3 – В том краю, где желтая крапива

5 – Ночь под Ивана Купала

6 – Ночь под Ивана Купала

8 – Крестьянские ребята

9 – Я – последний поэт деревни

10 – Небо – как колокол

Краткий разбор по номерам

№ 1 – пролог Поэмы. Важно, что С-в начинает с тихого, доверительного высказывания, где, однако, встречаются и прорывы отчаяния. Обращает на себя внимание «стонущая» малая секунда в средних голосах орк. сопровожд-я, напоминающая, в частности, о песне Юродивого из «Б. Годунова». Сразу устанавливается куплетность как важнейший принцип формы, соединяющаяся с вариационностью и вариантностью (понятно ли отличие этих принципов?). Квинтовая опора в мелодии солиста и в сопровождении сближает с народной песенностью. Почти полная диатоничность, красочные мягкодиссонирующие гармонические комплексы (усложнённая t) придают особый колорит. Вот, например, как реально звучит в партитуре первый аккорд:

В клавире же он записан так:

№ 2 вносит яркий контраст. Это образ злой стихии, а также «силы-удали молодецкой», что вновь напоминает о «Б. Годунове». Солист отсутствует, т.е. номер – чисто хоровой и симфонический. Роль оркестра – особо значительна: есть ярко изобразительный оркестровый эпизод, рисующий вьюгу (самый крупный орк. фрагмент во всей Поэме!). Слышно также чириканье птиц. В конце – просветление: это надежда на лучшее будущее, связанное с весной (здесь, как и в ряде др. случаев, очевидна иносказательность, аллегорический смысл). Особо изыскан и красочен закл. каданс этого номера, Т с добавленными побочными тонами (интересно, что его почти буквально воспроизведет В. Гаврилин в «Вечерней музыке» из «Перезвонов»). В целом № 2 тонально разомкнут: ре минор – ре-бемоль мажор.

№ 3 – во многом близок 1-му. Хора нет, только тенор соло (единств. раз в произведении). 2 гобоя в оркестре напоминают пастушьи жалейки. Очень выразительны удары литавр в оркестровой кульминации. Эта часть выражает настроение одиночества, тоски, раскрывает типичную для Есенина тему каторжан, разбоя, анархического бунта, бесплодно растраченных сил и загубленных жизней.

№ 4 – гимн крестьянскому труду. Музыка яркая, динамичная, со звукоизобразительностью. Как и в № 2, нет солиста, хор создает ощущение массовости, коллективности высказывания. В тонально-гармоническом плане важен параллельно-переменный лад. Здесь «колеблются» две тоники – соль мажор и ми минор. В мелодии преобладают короткие фразы-попевки в духе народных календарных песен. Необычна форма: вначале – 2 куплета, затем – свободное развитие. Интересно, что фраза хора на слова «за тяжелой сохой» очень похожа на фразу «и стоит сотни лет» из нар. песни «Есть на Волге утес»: как Вы думаете, случайно ли это сходство?

№№ 5 и 6 – связаны одним названием. Это центр всего произведения, где говорится о чем-то особо важном, сокровенном – старинном языческом обряде и рождении поэта.

№ 5 отличается таинственно-волшебным колоритом, связанным с особым, удивительным временем года – летним солнцеворотом, т.е. самым длинным днем и самой короткой ночью. Вместо ночи – лишь сумерки, белые ночи, которые можно наблюдать и у нас на Урале.

По форме № 5 представляет собой 3 куплета: два первых – затаенные, мистические (что напоминает многие страницы «Снегурочки» Р.-Корсакова), 3-й – с танцевальностью, оригинальным озвучиванием согласных звуков в пении: «пляшет(ы) девок(ы) карагод». Трижды повторяется припевный возглас хора (солист отсутствует) – «Ой, Купала, Купала» – f, p, f. Важно также, что здесь нет протяженной темы – вместо неё попевки в духе древнего языческого фольклора.

№ 6 – автобиографичен (хотя сам Есенин родился не в ночь под Ивана Купала). Мелодика – с чертами пентатоники, метр – фактически свободный (т.е. сильная доля почти не чувствуется). Размер постоянно меняется: 24/4, 10/4, 9/4, 16/4. Всё это опять-таки восходит к древним слоям народной музыки (возможно, отчасти и к Стравинскому). Вновь, как и в № 4 – ладовая переменность, но более сложная: в музыке сменяются несколько тоник: ля мажор, ми мажор, до-диез минор, фа-диез минор. Лишь к концу части вырисовывается главная тоника – до-диез; номер заканчивается в одноим. до-диез мажоре. 2 куплета – свободные варианты друг друга, оба начинаются краткой инструментальной «закличкой».

№ 7 – вносит самый сильный контраст во всей Поэме. Это начало 2-го крупного ее раздела, на послерев. стихи Есенина. Поет только хор, солиста нет. Это картина страны, разоренной гражданской войной. Мрачная тональность – ми-бемоль минор, «стучащий» ритм, жесткий гармонический колорит. В музыке словно слышатся крики боли, ужаса, отчаяния. Многозначителен вопрос в тексте, завершающий всю часть: «Где ж теперь, мужик, ты приют найдешь?»

№ 8 – веселого, удалого, плясового характера. Эта часть – последнее краткое просветление в музыке Поэмы. Здесь использован жанр частушек – один из самых «молодых» жанров русского фольклора. Интересно сравнить его с самым древним язычеством в №№ 5 и 6. Частушки Свиридов стал использовать один из первых, примерно в одно время со Щедриным (яркий образец частушки у С-ва есть и в музыке к к/ф «Время, вперед!». Знаком ли он Вам?).

№ 9 – репризный по отношению к № 1: много тонких интонационных перекличек, хотя буквального повтора музыки здесь нет. Вновь подчеркнут субъективно-трагический характер, преобладает тенор соло. Это скорбь по поводу уходящей, гибнущей прежней, «крестьянской» России. В тексте и музыке ярко выделен «железный гость» – трактор, мрачный символ перемен, нового. Какие средства для этого используются?

№ 10 – ярко финальный, ораториальный, эпический по характеру музыки. В инструментовке, фактуре претворена колокольность.

По смыслу текста и музыки этот номер – мучительное, достигнутое ценой огромных усилий приятие нового, где внутренний трагический надлом не исчезает до конца части, соединяются праздничность и тревога. Хор, tutti оркестра, ff. Поэт здесь словно сливается с народом, растворяется в нем. В гармонии интересно сочетаются фа минор и ля-бемоль мажор – по-разному в начале и в конце части (уточните в нотах, как это сделано).

Из Поэмы надо знать: №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10 – подробно, остальные – только на слух.