Главная » Блог » Свиридов поэма памяти сергея есенина ноты
Сергей есенин нивы сжаты рощи голы
24.01.2018
13 уголовных дел Сергея Есенина (Хлысталов Эдуард) 2011, История, мемуары, аудиокнига, MP3, 128kbps, Будевич Валерий
24.01.2018

свиридов поэма памяти сергея есенина ноты

Г. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина

Примечание: предлагаемый разбор отнюдь не является исчерпывающим и максимально подробным. Его можно и нужно дополнять материалами из учебников – Советская музыкальная литература, вып. 1 (любое изд.) и Отечественная музыкальная литература 1917 – 1985, вып. 2. – М., Музыка, 2002. – С. 167 – 178.

«Поэма памяти Сергея Есенина» создана в 1956 году. Это – первая подлинная творческая вершина. Здесь С. нашел свою, глубоко индивидуальную тему, которую можно сформулировать как «Поэт и Родина», «Поэт и Россия». Отныне она становится генеральной в его творчестве. Кроме того, С. открыл здесь для себя поэзию Есенина, на стихи которого затем написал еще ряд произведений: цикл для тенора и баса с ф-но «У меня отец – крестьянин», хоры a cappella «Вечером синим», «Табун», кантату «Деревянная Русь» и др. Есенин долгое время был «полуопальным» (т.е. полузапрещенным, пусть и не официально) поэтом, печатался мало, так как воспевал дореволюционную Россию, деревню, крестьянство (вместе с Ник. Клюевым, Петром Орешиным, Ник. Клычковым принадлежал к т.наз. новокрестьянским поэтам; знаете ли Вы что-либо об их творчестве?). К Советской власти Есенин относится сложно и неоднозначно, видя физическое уничтожение крестьянства, и в целом её не принимал.

После данного произведения С-ва к стихам Есенина стали обращаться многие советские композиторы.

Поэма написана для тенора соло, смешанного хора и симф. оркестра. Тенор соло звучит здесь как голос самого поэта, задушевно, лирично.

Сквозного, единого сюжета нет. Смысл жанрового названия «поэма» – в эпическом показе судьбы народа и страны, как отмечал сам автор.

В Поэме 10 частей, объединенные в пять пар: 1 – 2, 3 – 4 и т.д. В каждой паре части следуют attacca. 1-я и последняя играют роль пролога и эпического финала, 9-я часть содержит явную репризность музыки, хотя и не буквальную по отношению к 1-й. Кроме 5-й – 6-й частей, внутри каждой пары есть яркий внутренний контраст. Части 1 – 6 написаны на дореволюционные стихи Есенина, части 7 – 10 – на послереволюционные. Контраст этих крупных неравных частей Поэмы – очень яркий.

1 – Край ты мой заброшенный

3 – В том краю, где желтая крапива

5 – Ночь под Ивана Купала

6 – Ночь под Ивана Купала

8 – Крестьянские ребята

9 – Я – последний поэт деревни

10 – Небо – как колокол

Краткий разбор по номерам

№ 1 – пролог Поэмы. Важно, что С-в начинает с тихого, доверительного высказывания, где, однако, встречаются и прорывы отчаяния. Обращает на себя внимание «стонущая» малая секунда в средних голосах орк. сопровожд-я, напоминающая, в частности, о песне Юродивого из «Б. Годунова». Сразу устанавливается куплетность как важнейший принцип формы, соединяющаяся с вариационностью и вариантностью (понятно ли отличие этих принципов?). Квинтовая опора в мелодии солиста и в сопровождении сближает с народной песенностью. Почти полная диатоничность, красочные мягкодиссонирующие гармонические комплексы (усложнённая t) придают особый колорит. Вот, например, как реально звучит в партитуре первый аккорд:

В клавире же он записан так:

№ 2 вносит яркий контраст. Это образ злой стихии, а также «силы-удали молодецкой», что вновь напоминает о «Б. Годунове». Солист отсутствует, т.е. номер – чисто хоровой и симфонический. Роль оркестра – особо значительна: есть ярко изобразительный оркестровый эпизод, рисующий вьюгу (самый крупный орк. фрагмент во всей Поэме!). Слышно также чириканье птиц. В конце – просветление: это надежда на лучшее будущее, связанное с весной (здесь, как и в ряде др. случаев, очевидна иносказательность, аллегорический смысл). Особо изыскан и красочен закл. каданс этого номера, Т с добавленными побочными тонами (интересно, что его почти буквально воспроизведет В. Гаврилин в «Вечерней музыке» из «Перезвонов»). В целом № 2 тонально разомкнут: ре минор – ре-бемоль мажор.

№ 3 – во многом близок 1-му. Хора нет, только тенор соло (единств. раз в произведении). 2 гобоя в оркестре напоминают пастушьи жалейки. Очень выразительны удары литавр в оркестровой кульминации. Эта часть выражает настроение одиночества, тоски, раскрывает типичную для Есенина тему каторжан, разбоя, анархического бунта, бесплодно растраченных сил и загубленных жизней.

№ 4 – гимн крестьянскому труду. Музыка яркая, динамичная, со звукоизобразительностью. Как и в № 2, нет солиста, хор создает ощущение массовости, коллективности высказывания. В тонально-гармоническом плане важен параллельно-переменный лад. Здесь «колеблются» две тоники – соль мажор и ми минор. В мелодии преобладают короткие фразы-попевки в духе народных календарных песен. Необычна форма: вначале – 2 куплета, затем – свободное развитие. Интересно, что фраза хора на слова «за тяжелой сохой» очень похожа на фразу «и стоит сотни лет» из нар. песни «Есть на Волге утес»: как Вы думаете, случайно ли это сходство?

№№ 5 и 6 – связаны одним названием. Это центр всего произведения, где говорится о чем-то особо важном, сокровенном – старинном языческом обряде и рождении поэта.

№ 5 отличается таинственно-волшебным колоритом, связанным с особым, удивительным временем года – летним солнцеворотом, т.е. самым длинным днем и самой короткой ночью. Вместо ночи – лишь сумерки, белые ночи, которые можно наблюдать и у нас на Урале.

По форме № 5 представляет собой 3 куплета: два первых – затаенные, мистические (что напоминает многие страницы «Снегурочки» Р.-Корсакова), 3-й – с танцевальностью, оригинальным озвучиванием согласных звуков в пении: «пляшет(ы) девок(ы) карагод». Трижды повторяется припевный возглас хора (солист отсутствует) – «Ой, Купала, Купала» – f, p, f. Важно также, что здесь нет протяженной темы – вместо неё попевки в духе древнего языческого фольклора.

№ 6 – автобиографичен (хотя сам Есенин родился не в ночь под Ивана Купала). Мелодика – с чертами пентатоники, метр – фактически свободный (т.е. сильная доля почти не чувствуется). Размер постоянно меняется: 24/4, 10/4, 9/4, 16/4. Всё это опять-таки восходит к древним слоям народной музыки (возможно, отчасти и к Стравинскому). Вновь, как и в № 4 – ладовая переменность, но более сложная: в музыке сменяются несколько тоник: ля мажор, ми мажор, до-диез минор, фа-диез минор. Лишь к концу части вырисовывается главная тоника – до-диез; номер заканчивается в одноим. до-диез мажоре. 2 куплета – свободные варианты друг друга, оба начинаются краткой инструментальной «закличкой».

№ 7 – вносит самый сильный контраст во всей Поэме. Это начало 2-го крупного ее раздела, на послерев. стихи Есенина. Поет только хор, солиста нет. Это картина страны, разоренной гражданской войной. Мрачная тональность – ми-бемоль минор, «стучащий» ритм, жесткий гармонический колорит. В музыке словно слышатся крики боли, ужаса, отчаяния. Многозначителен вопрос в тексте, завершающий всю часть: «Где ж теперь, мужик, ты приют найдешь?»

№ 8 – веселого, удалого, плясового характера. Эта часть – последнее краткое просветление в музыке Поэмы. Здесь использован жанр частушек – один из самых «молодых» жанров русского фольклора. Интересно сравнить его с самым древним язычеством в №№ 5 и 6. Частушки Свиридов стал использовать один из первых, примерно в одно время со Щедриным (яркий образец частушки у С-ва есть и в музыке к к/ф «Время, вперед!». Знаком ли он Вам?).

№ 9 – репризный по отношению к № 1: много тонких интонационных перекличек, хотя буквального повтора музыки здесь нет. Вновь подчеркнут субъективно-трагический характер, преобладает тенор соло. Это скорбь по поводу уходящей, гибнущей прежней, «крестьянской» России. В тексте и музыке ярко выделен «железный гость» – трактор, мрачный символ перемен, нового. Какие средства для этого используются?

№ 10 – ярко финальный, ораториальный, эпический по характеру музыки. В инструментовке, фактуре претворена колокольность.

По смыслу текста и музыки этот номер – мучительное, достигнутое ценой огромных усилий приятие нового, где внутренний трагический надлом не исчезает до конца части, соединяются праздничность и тревога. Хор, tutti оркестра, ff. Поэт здесь словно сливается с народом, растворяется в нем. В гармонии интересно сочетаются фа минор и ля-бемоль мажор – по-разному в начале и в конце части (уточните в нотах, как это сделано).

Из Поэмы надо знать: №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10 – подробно, остальные – только на слух.