Великий поэт повесился, узнав свой диагноз, грозивший ему стать идиотом
120 лет назад родился Сергей ЕСЕНИН. В СССР его называли великим русским поэтом. В рыночной России он обрел статус персонифицированной национальной идеи. Но вот странность. В нынешний Год литературы передачи на различных телеканалах посвящены не его стихам, а 90-летию трагичного ухода поэта из жизни в ночь на 28 декабря 1925 года. Под залихватские и лирические песни на стихи народного любимца россиянам внушают: такой человек не мог повеситься, его убили. Подло. Зверски. Телеканалы делают себе рейтинги, распространяя, судя по всему, очередной миф.
— Как, вы и Есенина не любите? — изумляется один из героев «Мастера и Маргариты».
В 30-е годы, когда писался роман, мысль о неприятии златокудрого поэта казалась кощунственной даже посланцам ада. Но теперь они могут быть довольны. Имя рязанского самородка, певца русской деревни и крестьянского быта, весельчака, повесы, бабника, интернационалиста вдруг оказалось поднято на знамена антисемитов, гомосексуалистов, хоругвеносцев, демократов, коммунистов, братков и самых разных маргинальных групп. Словом, людей самых крайних и противоположных воззрений. А вот стихи его, особенно те, что наполнены духовной силой широкой русской души, мало кто процитирует наизусть. После сериала «Есенин» с Сергеем Безруковым (4 октября Первый канал будет весь день показывать этот фильм) разговоры и вовсе крутятся только вокруг смерти поэта. С чего же это началось?
Сергей БЕЗРУКОВ в фильме «Есенин» по книге отца — актёра Виталия БЕЗРУКОВА сыграл поэта человеком чутким, ранимым и восторженно любящим Россию
Как утверждает Алла Марченко, автор недавно вышедшей книги «Есенин. Путь и беспутье», слух об убийстве Сергея Есенина впервые появился в СССР весной 1977 года. Английская славистка Джесси Дэвис задумала роман «Русский муж Айседоры Дункан» о любви советского поэта и американской танцовщицы. И стала расспрашивать наших литературоведов и редакторов, есть ли в стране специалисты, считающие, что Есенина убили. Причем убили жестоко, и именно в том номере ленинградской гостиницы «Англетер», где влюбленная пара останавливалась вначале своей легендарной лав-стори. Именно такого финала требовал задуманный ею сюжет.
Доводы, что мать поэта Татьяна Федоровна и его вдова Софья Толстая, обмывавшая и одевавшая мертвого мужа, не могли не заметить следов зверской расправы, отметались. Дескать, кровавые большевики, развязавшие Гражданскую войну, были способны на все. Близкие Есенина могли молчать, опасаясь за свою жизнь.
Вброшенный в литературные круги слушок «англичане ищут убийц Есенина» начал обрастать версиями. Но при жизни современников сильно-то не наврешь.
Супруги Айседора ДУНКАН и Сергей ЕСЕНИН на пароходе «Paris» (1922 г.). Знаменитая американская танцовщица с ирландскими корнями так влюбилась в русского самородка, что рискнула в «красной Москве» вступить с ним в брак — лишь бы её ненаглядный получил визу для совместной поездки. Но приучить мужа к западным ценностям и удержать не смогла.
«Я искал в этой женщине счастья, / А нечаянно гибель нашёл», — напишет Сергей
В 1987 году открыто об убийстве Есенина заявил писатель Василий Белов, маститый представитель «деревенской прозы». Но в печать слухи выплеснулись только летом 1989 года, когда кумиром Москвы уже стал Борис Ельцин и под лозунгом, сколько можно кормить республики, началось отделение РСФСР от центра для последующего развала Союза.
Глобальные процессы нуждаются в ярких поэтах, способных их воспеть. Мощно, как «пролетарский» поэт Маяковский и «деревенский» Есенин. Но таковых не было. Поэтому именно эти два имени политтехнологи сделали главным орудием против «умирающих» социализма и СССР. Есенин подходил больше, поскольку в партию большевиков так и не вступил, а песни на его стихи и сейчас популярны. Удар его именем по психике россиян должен был прозвучать хлестко. Нанес его бывший полковник милиции Эдуард Хлысталов, с 1983 года служивший инспектором Политического управления МВД СССР. Он мельком, не объясняя, распространил сенсационную версию — поэт стал «жертвой ГПУ», сотрудники которого инсценировали самоубийство.
Демократическая общественность не обратила внимания на маленький прокол — Государственное политическое управление при НКВД РСФСР существовало только до 2 ноября 1923 года, а, значит, серьезных документов последних лет жизни Есенина разоблачитель не видел. И потребовала независимого расследования экспертов.
Из личного интереса на общественных началах работали асы судебной медицины и криминалистики. В их числе Александр Маслов. Свою книгу «Загадочная петля. Тайна последних дней Сергея Есенина» профессор писал как финальный труд и не дожил до ее выхода в свет.
Вердикт ученых однозначен — самоубийство. Исследовать его мотивы не входит в компетенцию судмедэкспертов. Их задача доказать, была ли смерть насильственной или нет. Результаты трехлетнего исследования были известны уже в 1996 году. Но создатели мифов продолжают их стряпать в угоду телерейтингам. И потому в убийстве Есенина винят то сионистов в лице Троцкого (Бронштейна), который якобы приревновал к Есенину свою никем не названную любовницу и велел его проучить. То Сталина, который будто бы невзлюбил поэта.
ДУНКАН-ЕСЕНИНА мечтала открыть в столице школу танцевального жеста для девочек
Небылицы романистов и кинематографистов разбили представители десятка наук, а не только историки, психологи, и есениноведы.
— Но, как же так? — спросят читатели. — А как же фото, на котором видны следы от побоев и пулевое отверстие? А то, что Есенин просто не мог завязать узел веревки на такой высоте, ведь его ноги находились чуть ли ни в полутора метрах от пола, а рядом валялась лишь табуретка, и как вообще можно повеситься на гладкой трубе?
В документальных фильмах нам показывают многократно отретушированные копии первых снимков. На исходном негативе, исследованном с помощью современных технологий, нет синяков от побоев при пытках, а есть естественные изменения отмирающих тканей лица, вызванные, как и пролежни у тяжелобольных, длительным давлением на кожу инородного материала. В данном случае горячей трубы парового отопления.
Рассыпалась и версия сокрытия жестокого убийства (проломили наганом череп и выстрелили в лоб, подвесили, а затем вырвали и уничтожили кусок из «Акта о вскрытии», где была зафиксирована правда). Оказалось, что полуистлевший акт был поврежден через многие десятилетия, но обрывки его недостающей части не уничтожены, а сложены в конверт. Во ВНИИ судебных экспертиз «утраченный» текст восстановили. Он гласит: «глаза и кости черепа целы, мозг в сохранности и весит 1920 граммов».
Высота потолков в «Англетере» — 3,5 метра. Гладкая труба крепилась к стене в двух местах. Одно из них — почти под потолком. На стыке с ним, а не на «голой» трубе, и была затянута веревка. При росте 168 см поэт с табуретки действительно не мог сделать этого сам. Но в протоколе участкового значилась не табуретка, а некая опрокинутая «тумба». В багаже поэта был дорожный сундук для костюмов. В вертикальном положении он превращался в гардероб — слева вешалки, справа ящики. Высота сундука — полтора метра, и он спокойно мог выдержать легкого поэта.
Необычные следы на шее, которые романисты объясняли якобы наброшенной со спины петлей, оказались оставлены не одной веревкой. Часть петли была из ремня от сундука.
У тех, кто не верит в самоубийство всенародного любимца, эта фотография вызывает много вопросов
Она появилась в дневнике замредактора «Нового мира» Алексея Кондратовича 1 декабря 1967 года. Суть ее такова. Когда Есенин лежал в больнице перед трагедией в «Англетере», а врач на минуту вышел из кабинета, не заперев дверь, пациенты расхватали истории своих болезней и принялись читать. В то время в моде была школа психиатров, считавшая многие хвори необратимыми. Один из таких диагнозов Есенин прочитал в своей больничной истории. За неделю до смерти очеркист Иван Зыков видел поэта изучающим книгу основателя школы этой самой необратимости. Твердо уверившись, что в скором времени он превратиться в идиота, в овощ и вылечиться невозможно, Есенин, видимо, и решился на роковой шаг.
В автобиографии Есенин намеренно создал себе образ «поэта-хулигана».
* «По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору, и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку».
* «В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре».
* «Самые лучшие поклонники нашей поэзии — проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению. Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства. Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство».
Поэт Блок выходит из кабака с двумя девушками под ручку. Бездонная ночь, им дорогу преграждает валяющийся в грязи человек. Блок задумался, девушки наперебой:
— Ах, Саша, мы просим экспромт!
— Лежит безжизненное тело на нашем жизненном пути. — начал поэт.
Тут тело захрюкало и прохрипело:
— Ну а тебе какое дело? Идешь с лядями и иди!
— Пойдемте, девочки, это Есенин, — испугался Блок.