Главная » Блог » Тема поэта в лирике есенина
Поэты серебряного века Есенин — сочинение
24.01.2018
Есенин тема родины в лирике поэта
24.01.2018

сочинения, школьные сочинения, егэ, подготовка к егэ, цт, вопросы егэ, вопросы цт, задания егэ, задания цт, подготовка к цт, сдача егэ, сдача цт, готовые домашние задания, гдз, гдз по химии, гдз по физике, гдз по математике, гдз по алгебре, гдз по русскому языку, гдз по английскому языку, гдз по геометрии, гдз по немецкому языку, гдз по белорусскому языку, гдз по литературе, решебники, ответы, решения, шпаргалки, биографии, биографии великих людей, биографии поэтов, биографии писателей, биографии философов, афоризмы, афоризмы писателей, афоризмы философов, афоризмы поэтов, афоризмы великих людей, афоризмы ученых, характеристики героев, анализ произведений, анализ героев, описания действующих лиц, отзывы о произведениях, отзывы о героях, единый государственный экзамен, централизованное тестирование, произведения в сокращении, химия, физика, математика, алгебра, русский язык, английский язык, геометрия, немецкий язык, белорусский язык, пушкин, толстой, блок, тургенев, булгаков, чехов, лермонтов, достоевский, ахматова, цветаева, гоголь, есенин, горький, грибоедов, шолохов, некрасов, тютчев, фет, бунин, маяковский, салтыков-щедрин, айтматов, пастернак, шукшин, чернышевский, гончаров, жуковский, островский, твардовский, лесков, фонвизин, куприн, платонов, распутин, солженицин, сочинения на свободную тему, литература, зарубежная литература, русская литература, белорусская литература

Тема поэта в лирике есенина

Характерной особенностью русской лирики во все времена была ее гражданственность, наполненность общественной проблематикой, патриотический пафос. Тема поэта и поэзии волновала С. Есенина на протяжении всей жизни. Он пытался понять и как можно более точно проследить свое поэтическое родословное древо. Писал он об этом в своей статье «Ключи Марии», упоминал в поэмах и стихах.

Например, в стихотворении «Поэт» Есенин рассказывает о нелегкой доле поэта, подчеркивая, в каких тяжелых условиях (на чердаке, при свече) рождаются стихи («песни грустных дум»). Для поэтического творчества не существует материального мерила. В стихотворении подчеркивается явная несоизмеримость душевных затрат в процессе создания стихов и материального вознаграждения, показывается альтруистический характер поэтического творчества. По тематике это довольно сильно напоминает «Разговор с фининспектором о поэзии» В. Маяковского: «Изводишь слова единого ради тысячи тонн словесной руды».

В другом стихотворении, которое также называется «Поэт», Есенин на первый план выдвигает патриотическую направленность поэзии. Правдивость провозглашается одним из главных критериев художественности:

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Другим непременным условием настоящей лирики является творческая свобода, дающая возможность соблюсти «правду жизни», сказать людям слово о них и о жизни. В стихотворении «Быть поэтом — это значит то же. » Есенин писал:

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэтическое творчество требует от автора полной самоотдачи, величайшего напряжения душевных струн.

Никакие другие соображения никогда не заслоняли в поэзии С. Есенина главного: стремления достойно воспеть любимую Россию, родной дом, увековечить в лирике близких, дорогих сердцу людей, обыденную жизнь простого русского села.

Своим гуманизмом, органичностью, приверженностью традициям Есенин в понимании назначения поэзии был близок к русским классикам. В маленькой поэме «Русь бесприютная» он прямо называет имена тех, чьи традиции свято чтил в литературе:

И наш Некрасов в них.

Одним из стихотворений, в которых наиболее ярко проявились представления Есенина о предназначении поэта и поэзии, является стихотворение «О Русь, взмахни крылами. ».

Это произведение поэт читал на открытии памятника поэту Алексею Кольцову, имя которого упоминается во второй строфе. В произведении названы и другие имена: поэт религиозной и крестьянской ориентации Н. Клюев и А. Чапыгин, создатель исторических романов о крестьянском движении. Упоминает поэт и себя в этом ряду. Дело в том, что в переломную эпоху начала XX века в обществе было много споров о дальнейших путях развития России. Есенин связывал идеальное общественное устройство с патриархальным крестьянским укладом, поэтому и в лирике был приверженцем новокрестьянского направления.

Центральным образом, который передает особенности понимания Есениным этой темы, является дорога, символизирующая выбор исторического и творческого пути. Рисуя бескрайние просторы родной земли, автор подчеркивает необходимость широты горизонтов для свободного полета творчества, утверждает, что подлинная поэзия должна быть тематически масштабной. В основе есенинского отношения к славе лежит не эгоистическое стремление выделиться, прослыть известным, а попытка сказать свое слово в истории и сделать это слово услышанным.

Есенин подчеркивает органичность создаваемых им и его единомышленниками образов, близость к природе («Изтрав мы вяжем книги»). Поэтическая новизнаже видится ему в оптимистическом пафосе грядущей литературы:

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь —

Уж смыла, стерла деготь

В образной форме поэт подчеркивает, что критический пафос, долгое время господствующий в передовой литературе XIX века, необходимо сменить, обновив при этом проблематику произведений.

Итак, тема предназначения поэта и поэзии у Есенина крайне многогранна. Наряду с темой родины она занимает центральное место в его творчестве. Быть с народом в его радостях и бедах, бескорыстно служить людям — в этом истинное предназначение поэта. Прослеживая свои поэтические «родственные» связи, Есенин отдает дань классической традиции, вбирая в свое творчество лучшие ее достижения и выводя на новый, неведомый доселе уровень.

Народность поэзии Есенина, ее глубоко народный характер, высочайший гуманизм сделали его одним из самых любимых русских поэтов.