Одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина — тема Родины, поэтому произведения этого поэта неразрывно связаны, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Свою родную деревню Константиново поэт покинул совсем еще молодым, потом жил в Москве, в Петербурге и даже за границей. Но именно разлука с любимой Родиной придавала его стихам особую, отличающую от других, теплоту воспоминаний о ней. Признания в любви к России звучат еще в ранних стихах С. Есенина.
Чудесный, прекрасный, неповторимый мир — поэзия Есенина! Мир близкий и понятный всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, поднявшийся к вершинам своего мастерства из глубин народной жизни. Его родина — Рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать окружающее всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту неброской русской природы, воспетую в своих стихах. С первых дней жизни поэта окружал мир народных песен и сказаний.
Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений — "Гой ты, Русь, моя родная…". Это — ключевое стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине. Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает мерилом всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсова, у которых рязанский поэт, по его же собственному признанию, учился лиризму.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — Первая мировая война, революция, снова война — теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждой на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении "Сорокоуст".
У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности "тоску бесконечных равнин", но теперь, однако, его уже не радует "тележная песня колес":
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении "Весна" мы читаем о клене:
И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябре
Ты мог с метелями бороться.
С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение "Спит ковыль. Равнина дорогая…"
С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом. О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней — смысл всей его жизни:
Я очень люблю родину.
Есенин с поразительным мастерством раскрывает перед нами картины родной природы. Необыкновенно богатая палитра красок, такие точные, порой неожиданные сравнения, такое чувство единения с природой! А. Толстой писал о том, что в его поэзии слышится "певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы". У Есенина все многоцветно и многокрасочно. Он жадно всматривается и впитывает в себя весною картины обновляющегося мира и чувствует себя частицей его. Подолгу засматривается на переливающиеся краски утренней и вечерней зари, с трепетом появления восходящего солнца, любуется грозовым небом, покрытым черными тучами, на старые леса, красующиеся цветами и зеленью, на поля, желтеющие у горизонта.
Это была яркая индивидуальная личность. По высказыванию Р. Рождественского, Есенин обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".
У чудодейственного костра поэзии Есенина согревали свои души столько людей, столько людей наслаждалось звуками его лиры. И зачастую они невнимательно относились к Есенину-человеку, что, скорее всего, и погубило его. Потрясенный трагическим известием, М. Горький писал: "Мы потеряли великого русского поэта…"