Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Ой ты, Русь моя родная», написанном в стиле русской народной ловкой песни, поэт кричит на всю страну: «Если крикнет — рать праздника:« Брось ты Русь, живи в раю »- Я скажу:« Не надо рая, Дайте Родину мою ». Тогдашние его взгляды о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина — это село Константинов, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанская поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления о отечество как о социальном, политическом, культурную среду. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. На страницах ранней есенински лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж Среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда:
«Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвонних. Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем».
Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкую судьбу. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просит кусок хлеба, пахари, идущие на войну, девушка, ждет с фронта любимого. «Грустная песня, ты — русский боль» — восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская Голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас судьба событий». Непонятная ему и изменение облика России, которую несла с собой Советская власть. Восстановление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемые ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, превращает землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал конь, который тщетно пытается обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дурак, Ну куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница?
Со временем взгляд Есенина на жизнь стал шире. Если раньше родиной былало для него одно село, то теперь он становится гражданином мира, далеким всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», — обращается Есенин к грузинским поэтов. Он мечтает о том времени, когда «на всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык», и только «историк, составляя свое произведение, о наших разницы вспомнив, улыбнется. Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицкий рай», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть "Русь советскую», чувство интернационалистической единения с каждым жителем планеты и «любовь, оставшаяся в сердце, к родному краю» — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Великую Русь, шестую часть Земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названием кратким «Русь».
Впереди — Иисус Христос (по поэме А. Блока «Двенадцать»)