Так уж сложилось, что наиболее проникновенные и возвышенные стихи о женщинах создаются поэтами-мужчинами и наоборот. В этом есть доля смысла, так как представителям сильного пола писать о самих себе малоинтересно, так как для литературных исследований есть более примечательные объекты. В то же время для женщины мужчины – не только постоянный источник беспокойства и душевных терзаний, но и неиссякаемый источник вдохновения. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство ярких, образных и волнующих стихов о мужчинах написано именно женщинами.
5 место. Мужчина-возлюбленный – один из ключевых образов русской литературы, который неизменно присутствует в творчестве женщин-поэтов. Причем, их с исследовательской точки зрения интересует не столько внутренний мир избранника, сколько собственные чувства к нему, а также ответная реакция на свои слова и поступки. Например, поэтесса Ольга Берггольц в своем стихотворении «Позволь мне как другу…» просит у своего возлюбленного оказать ему помощь в знак признательности за те чувства, которые он смог воскресить, заставив сердце биться быстрее, а глаза – сиять молодостью и страстью.
Позволь мне как другу — не ворогу
руками беду развести.
Позволь мне с четыре короба
сегодня тебе наплести.
Ты должен поверить напраслинам
на горе, на мир, на себя,
затем что я молодость праздную,
затем что люблю тебя.
4 место. Однако другая медаль любви – ревность, которая сопровождает многие литературные образы мужчин, создаваемые женщинами. Именно это чувство, помноженное на боль и разочарование, испытывала поэтесса Анна Ахматова, создавая свое знаменитое стихотворение «Я не любви твоей прошу…», в котором отказывается от избранника, который нашел свое счастье с другой.
Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней…
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.
3 место. Еще один аспект, который присутствует в женской поэзии, когда речь заходит о представителях противоположного пола, касается стремления добиться победы над объектом своих чувств любой ценой. Этот душевный порыв нашел яркое отражение в стихотворении поэтессы Софи Добролюбовской под названием «А мне все равно…». Ослепленные страстью, женщины очень часто идеализируют мужчин, что в итоге приводит к череде разочарований и обид.
«А мне все равно…» С.Добролюбовская
А мне все равно,
Что не мой ты — мужчина!
Тобою хочу наслаждаться,
К тебе на край света
Я переживу одинокие ночи.
Я вида тебе не подам,
Что нужен мне ты очень-преочень…
Что все за тебя я отдам!
2 место. Мужчины же относятся к себе гораздо более самокритично, они способные не только признавать свои недостатки, но и прилагают усилия для того, чтобы их исправить. Достаточно прочесть стихотворение Сергея Есенина «Мне осталась одна забава…», чтобы понять – за иронией и попыткой самобичевания скрывается желание стать лучше и чище, стремление переосмыслить собственную жизнь и подчинить ее иным канонам.
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
1 место. В то же время мужчина как образ в русской поэзии не менее загадочен и многообразен, чем женщина. В стихотворении «Портрет мужчины» Николай Гумилев попытался дать ответ, что же представляет из себя типичный любимец женщин, способный вскружить голову царице и бросить к ее ногам весь мир. Он достаточно циничен и предпочитает получать то, что хочет. При этом суровые реалии настолько закалили его душу, что он напрочь лишен сентиментальности. Но при этом свои воспоминания, в которых он далеко не так идеален, как хотел бы казаться, мужчина никогда и ни на что не променяет, потому что в них он настоящий, и это для него — самое важно.