5 место. Мир устроен так, что даже очень близким людям иногда приходится расставаться. Говорят, что без разлук не было бы встреч, мгновение которых обостряет чувства и придает им особую полноту. Но сам процесс расставания, особенно, если влюбленные прощаются навсегда, наполнен горечью предстоящей утраты и осознанием того, что определенный этап жизни подходит к завершению. Неудивительно, что в произведениях русских поэтов момент расставания нашел столь романтичное и трогательное отражение. Пожалуй, сложно вспомнить хотя бы одного автора, кому бы не довелось писать подобные стихи, посвященные друзьям и любимым. Поэт Игорь Северянин убежден, что расставание – некий обязательный ритуал, который в своей жизни должен хотя бы один раз исполнить каждый человек. В своем стихотворении «Встречаются, чтоб расстаться…» он ставит под сомнение прочность и долговечность чувств людей, отмечая, что жизнь теряет смысл, когда в ней есть расставания, измены и скоротечная любовь.
Встречаются, чтоб расставаться,
Влюбляются, чтоб разлюбить.
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться, и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы,
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, горе тем, кому понятны
Все наслаждения тщеты.
В деревне хочется столицы…
В столице хочется души…
И всюду человечьи лица
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота…
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?
4 место.Расставание с любимым человеком – это трагедия, которая может быть окрашена отчаянием или же светлой грустью. В своем стихотворении «Лиличка!», посвященном Лилии Брик, поэт Владимир Маяковский очень болезненно переживает разрыв с возлюбленной, хотя и понимает, что его чувства являются для нее «тяжкой гирей». Поэтому, вопреки здравому смыслу, именно он настаивает на расставании, моделируя в своем стихотворении ситуацию последующего развития событий и испытывая отчаяние, граничащее с безумством.
Дым табачный воздух выел.
глава в крученыховском аде.
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
тело в улицу брошу я.
дай простимся сейчас.
тяжкая гиря ведь —
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
любимую на деньги б и славу выменял,
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и курок не смогу над виском нажать.
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
3 место.Поэтессе Анне Ахматовой в жизни довелось не единожды расставаться с теми, кого она по-настоящему любила. Ее стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» пронизано безысходностью и печалью от осознания того, что любовь в очередной раз оказалась стол эфемерной, что разрушить ее смогла обычная ссора, нелепая и бессмысленная, итог которой оказался весьма банальным и предсказуемым, но оттого еще более горьким. И самое страшно, что исправить уже ничего невозможно, а нелепая попытка вернуть любимого человека заканчивается еще большим разочарованием.
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
2 место.Созвучно этому произведение стихотворение Александра Блока «Превратила все в шутку сначала…». Это – мужской взгляд на расставание, который сумел уловить каждую мелочь в облике любимой женщины, вплоть до растрепавшихся волос и скомканного в руках платка. Взгляд отстраненный и беспристрастный, но не меняющий суть происходящего, так как разрыв отношений – это всегда трагедия, которая порой ставит под сомнение целесообразность всей последующей жизни.
Превратила всё в шутку сначала,
Поняла — принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать.
И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно всё позабыв.
Вдруг припомнила всё — зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И, должно быть, навеки ушла…
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело свое. —
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое?
1 место.Гораздо легче тем, кто расстается, надеясь на новую встречу. Последние мгновения, проведенные вместе, в этом случае наполнены теплотой и нежностью с легким привкусом горечи. И даже осознание того, что встречи может и не быть, лишь усиливает чувства и вынуждает давать клятвы верности. Ярким примером подобных взаимоотношений является «Сага» Андрея Вознесенского, грустная, лиричная и возвышенная, которая легла в основу знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось».