Морская стихия величественна в своей красоте, поэтому многие русские поэты посвящают ей свои стихи, пытаясь передать словами штиль и бурю, ища в шуме волн аккорды неведомой песни, которая созвучна их душе. Само по себе море служит источником вдохновения, так как в нем литераторы видят многие из тех качеств, о которых мечтают – страсть, силу, свободолюбие.
5 место. В своем стихотворении «Вздымаются волны как горы…» поэт и писатель Алексей Толстой сравнивает море с душой человека, которой свойственны агрессия и раздражение, сменяющиеся умиротворением. Бушующая морская стихия представляется автору живым существом, который испытывает страх и панику от резких перепадов собственного настроения, словно вздымающаяся к звездам морская волна, которая тут же падает в разверзшуюся пучину. Однако проходит некоторое время, море успокаивается, становится ласковым и приветливым. Точно так же и человек, пережив всплеск эмоций, возвращается к привычной жизни, храня в своем сердце воспоминания о захлестнувших его чувствах.
«Вздымаются волны как горы…» А.Толстой
Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.
Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила.
Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.
Стихии безбрежной, бездонной
Уймется волненье, и вскоре
В свой уровень вступит законный
Души успокоенной море.
4 место. Ночное море – отдельная тема в русской литературе, которая имеет некую мистическую окраску. Наблюдая за тем, как волны под блекнущим светом звезд бьются о берег в завидным упорством и методичностью, поэт Федор Тютчев в своем стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» проникается к водной стихии особым доверием и симпатией. Ночное море представляется ему распорядителем некоего праздника, который завораживает своей роскошью, блеском и изяществом. Наблюдая за неукротимой стихией, поэт готов отдать ей собственную душу, забыв о жизненных проблемах и невзгодах. По его мнению, лишь нежные объятья морских волн помогут ему сбросить бремя повседневных забот и обрести полную свободу, такую манящую и недосягаемую.
«Как хорошо ты, о море ночное…» Ф.Тютчев
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
3 место. Мистическими свойствами наделяем ночное море и поэт Николай Гумилев, который в своем стихотворении «Луна на море» рассказывают историю молодых людей, пьющих вино на корме лодки в полуночный час. Магическая притягательность морского прибоя, который заглушает все ночные шорохи и настраивает на философский лад, заставляет героев произведения задумываться о смысле жизни и разгадывать феномен знаменитой лунной дорожки, которая серебрит морскую гладь. Кому-то она представляется «поездом богдыханских жен», другим же – караваном лебедей. Третьи же утверждают, что это путь, по которому души умерших возвращаются на небо, в райские кущи.
Луна уже покинула утесы,
Прозрачным море золотом полно,
И пьют друзья на лодке остроносой,
Не торопясь, горячее вино.
Смотря, как тучи легкие проходят
Сквозь-лунный столб, что в море отражен,
Одни из них мечтательно находят,
Что это поезд богдыханских жен;
Другие верят — это к рощам рая
Уходят тени набожных людей;
А третьи с ними спорят, утверждая,
Что это караваны лебедей.
2 место. Особые отношения связывали море и поэта Александра Пушкина, который посвятил этой неукротимой стихии свое стихотворение «К морю». Написано оно было в последние дни южной ссылки поэта, и в этом произведении автор прощается с море, благодаря его за те минуты радости и умиротворения, которые оно подарило. При этом «гордая краса» морской стихии и ее «своенравные порывы» находят в душе Пушкина самый живой отклик: поэт отождествляет себя с морем и завидует ему, так как морская стихия обладает бесконечной свободой, о которой поэту приходится лишь мечтать.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
1 место. Однако, пожалуй, самое известное стихотворение о море было создано поэтом Михаилом Лермонтовым. Его знаменитый «Парус» является не только гимном морской стихии, но и провозглашает свободу, как обратную стороны медали такого понятия, как одиночество. Это произведение по праву сложно считать автобиографичным, так как поэт осознает, что обречен на непонимание современников, и единственным другом для него является море, которое может дать ему и утешение, и душевные силы, и уверенность в собственных поступках. Себя же поэт отождествляет с белым парусником, который бросил вызов морской стихии и не намерен отступать перед жизненными трудностями.