Главная » Блог » Церковные праздники в сборнике «Радуница» С
Женщины сергея есенина фото
24.01.2018
Сергей есенин стихи о природе короткие
24.01.2018

сборнике «радуница», поминовения усопших, церковные праздники, николая чудотворца, церковные праздники, праздник троицы, православный христианин, николай чудотворец, «чую радуницу, утренний канон

Церковные праздники в сборнике «Радуница» С. А. Есенина

Дата публикации: 26.03.2016

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Васяева К. О., Лихачева О. В. Церковные праздники в сборнике «Радуница» С. А. Есенина // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 7-10. — URL https://moluch.ru/archive/110/27256/ (дата обращения: 05.01.2018).

Поэтический мир С. А. Есенина — это глубокий и неповторимый мир, в котором очень ярко воскресает славянская душа, искренняя и вечно взволнованная, мир, в котором православная культура воплощает единство с народом, с народными традициями. Православие для Есенина — это особое мировоззрение, которое находит свое отражение в поэзии. Традиции православной литургики, церковные праздники, строки из молитв, церковных богослужений органично вписались в духовный контекст творчества Есенина.

В нашей работе рассмотрены церковные праздники в сборнике С. А. Есенина «Радуница». Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в ноябре 1915 года с датой на обложке — 1916 год. Название сборника раскрывает его содержание, предваряет направленность и тематику стихов.

В словаре церковных терминов Д. Л. Покровского «Радоница — день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи» [6, с. 126]. Название праздника подводит христиан к пониманию того, что не нужно печалиться о смерти близких (тем более в Светлую седмицу), наоборот, следует радоваться их рождению в жизни вечной, ведь у Бога все живы: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Называя так свой сборник, Есенин, во-первых, указывает на народную направленность этого сборника, а, во-вторых, показывает, что смерть и жизнь — явления, которые тесно связаны друг с другом, два этапа пребывания человека.

С одной стороны, Радоница — это день поминовения усопших, а с другой, так называется один из народных праздников. В начале весны вся деревня выходила на кладбище — поминать усопших родственников, женщины причитали, а потом начиналось веселье.

П. И. Мельников (Андрей Печерский) повествует: «Весенние гулянки по селам и деревням зачинаются с качелей святой недели и с радуницких хороводов. На тех гулянках водят хороводы обрядные, поют песни заветные — то останки старинных праздников, что справляли наши предки во славу своих развеселых богов» («В лесах»). Сохранилась поговорка: «На радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут» [3, с. 29]. Следует заметить, что название праздника в интерпретации Есенина изменяется: праздник называют «Радоница», а у Есенина «Радуница». Возможно, название связано с древним празднованием этого дня, когда народ веселился, отдыхал от забот. Поэтому у Есенина этимология слова ассоциируется с глаголом «радуюсь».

Именно в ранних произведениях Есенина, в сборнике «Радуница», наиболее ярко отражены религиозные мотивы. В 1924 году Есенин писал: «Самый щекотливый этап — это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях» [5, с. 43]. Стихи сборника показывают, что поэт прекрасно знал православные праздники, традиции проведения праздников, а также молитвы и церковные песнопения, что было обусловлено влиянием деда, который с детства прививал ему религиозное воспитание, это можно проследить в строках стихотворения «Письмо деду» (1924):

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

И с «Отче» «Символ веры» [1, с. 217].

В данных строках упоминаются основные молитвы, которые обязан знать каждый православный христианин: «Достойно есть», «Отче наш», «Символ веры». Следует отметить, что С. А. Есенин обучался в церковно-учительской школе, изучал Закон Божий и, конечно же, знал тексты молитв. Поэтому в своих стихах Есенин использует христианскую символику, тексты молитв. Это проявляется даже в названиях стихотворений. Например, «Богомолики», «Поминки», «Инок», «Троица», «Чую радуницу божью». и др. В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона: березы — «большие свечки», ели — «монашки», ветер — «схимник», дождь стучит «молитвой ранней», «У лесного аналоя воробей псалтырь читает» [5, с. 42]. В общении с природой, со всем, что его окружает, поэт переживает то горечь, то радость, то радость, то сожаление и скорбь, то успокоение. Гамма его настроений широка и пестра потому, что такова русская жизнь [3, с. 38].

В сборнике «Радуница» Есенин упоминает церковные праздники: Троицу и Радоницу.

В стихотворении «Троица» автор рассказывает об одноименном празднике:

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон [1, с. 28].

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Светлой Пасхи. В стихотворении описано утро праздника. С самого утра народ идет на службу, на утренний канон: «Тянется деревня с праздничного сна…». Следует отметить, что неспроста употреблен эпитет «праздничный». Троица всегда празднуется в воскресенье, но началом праздника, по традиции православных христиан, считается вечер субботы, когда служится вечерняя служба, поэтому ночь, а соответственно и сон, уже являются праздничными. Также в стихотворении упоминаются и народные традиции праздника: «На резных окошках ленты и кусты…». Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой [4, с. 473].

Особо следует отметить строчку «Я пойду к обедне плакать на цветы». Обычно на праздник Троицы прихожане приносят цветы, поэтому в церкви все заставлено букетами, все благоухает. После Литургии сразу же читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Следует отметить, что верующие в этот момент впервые после Пасхи встают на колени. Молитвы коленопреклонения имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии.

Природа в стихотворении воссоединяется с церковной службой: «по березкам белый перезвон», что создает впечатление колокольного звона, «в благовесте ветра хмельная весна», будто ветер несет благую весть и разносит в каждый дом, созывая на утреннюю службу.

В стихотворении «Чую радуницу Божью» автор повествует о празднике Радоница:

Не напрасно я живу,

Припадаю на траву [1, с. 38].

Слово «Радуница» было взято Есениным из религиозного лексикона. Радуница — день поминовения усопших [5, с. 41].

Следует отметить, что Есенин воспринимает этот праздник без скорби, без горечи, наоборот смерть для Есенина — должное. Это доказывает строчка «Не напрасно я живу». Праздник поминовения усопших заставляет задуматься о том, что наша жизнь тоже имеет свой срок, Есенин осознает это, но не отчаивается, наоборот, указывает, что жизнь продолжится. Именно такое отношение к смерти должен иметь каждый православный христианин, ведь умирает только физическая часть, а именно, наше тело, душа же продолжает существовать.

В стихотворении наблюдается метафорическое соединение религиозных образов, символики и природы. Таким приемом Есенин будто бы уподобляет жизнь природы церковному богослужению. Например, дуброва у Есенина сравнивается с Царствием Божиим:

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес [1, с. 38].

В последней строке стихотворения упоминается Богородица:

Я поверил от рожденья

В Богородицын покров

В этой строчке Есенин говорит о покровительстве Пресвятой Богородицы, видит в этом ее заступничество. Следует отметить, что у православных существует праздник Покров Пресвятой Богородицы, который празднуется осенью (1 октября) 14 октября. Этот праздник характеризует собой защиту Богородицы от врагов.

Нередко в сборнике можно встретить образ странника. Таким Есенин представляет Николая Чудотворца:

На престоле светит зорче

В алых ризах кроткий Спас.

Помолись ему за нас» [1, с. 142].

Неслучайно, Микола странствует по земле, помогает нуждающимся, ведь Николай Чудотворец — покровитель путешествующих:

«Ой ты, лес мой, хороводник,

Прибаюкай пришлеца» [1, с. 140].

У Есенина Николай Угодник молится не только за «здравье православных», но и за победы, за укрытие в бедах:

Говорит господь с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют» [1, с. 141].

Почему же Есенин вводит в свои стихи образ Николая Чудотворца? Это связано с тем, что Николай Угодник обладает огромной силой, в народе его считают вторым после Бога заступником.

Следует отметить, что у православных христиан есть праздник в честь памяти Николая Чудотворца: Никола Зимний и Никола Летний.

Николой Зимним в православной традиции принято называть день смерти святого Николая Чудотворца, который празднуется (6 декабря) 19 декабря. В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы» [2].

Никола Летний (также Никола вешний) — православный праздник в честь дня поминовения переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI века. Этот день празднуется (9 мая) 22 мая. Поскольку Николай Угодник почитался как покровитель плодородия, к его празднику были приурочены так называемые «хождения в жито» — ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае. Дождь на Николин день считали «великой милостью Божией», предвестием удачного года [2].

В стихотворении С. А. Есенин вероятнее всего упоминает праздник «Никола Зимний», так как в конце стихотворения встречается народное празднование Николы Зимнего:

Засучивши с рожью полы,

Пахаря трясут лузгу,

В честь угодника Миколы

Сеют рожью на снегу [1, с. 143].

Этот ритуал проводился для того, чтобы Николай Чудотворец принес богатый урожай. С этой же целью вводится образ Богородицы, которая сзывает «ангельских птиц» (голубей) клевать рожь, подкармливает птиц:

Кроют зори райский терем,

У окошка божья мать

Голубей сзывает к дверям

Рожь зернистую клевать.

«Клюйте, ангельские птицы:

Колос — жизненный полет».

Пахнет жней веселых пот [1, с. 142–143].

Церковные праздники, христианская символика являются предметом вдохновления в сборнике. Важным является то, что, несмотря на большое разнообразие православных праздников, Есенин изображает в сборнике именно Троицу и Радоницу. Именно праздник Троицы считают появлением церкви. В празднике соединены три силы: Отец, Сын и Святой Дух. Праздник Радоницы — особый день, который заставляет задуматься о жизни, обязывает христиан радоваться, воспринимать смерть как рождение в жизнь вечную, потому что победа над смертью, одержанная воскресением Христа, вытесняет печаль и дает надежду на спасение.

Религиозное воспитание, которое получил поэт в детстве, отложило отпечаток на его поэзии. Сергей Александрович Есенин — гениальный выразитель настроения русской души. На протяжении всего творчества взгляды Есенина менялись, но именно в сборнике «Радуница» в полной мере отражены религиозные настроения поэта, взаимосвязь христианской символики и русской природы.

  1. Есенин С. А. Избранные сочинения/Сост., вступ. статья и примеч. А. Козловского. — М.: Худож. лит., 1983.- 432 с., 16 л. Ил., порт. — (Б-ка классики. Сов. лит.).
  2. Иванчина Е. Никола летний [Электронный ресурс] URL:
  1. Кошечкин С. П. Сергей Есенин. Раздумья о поэте. М., «Советская Россия», 1974. 224 с.
  2. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. ст. и прим.
  3. А. Ф. Некрыловой; Ил. Е. М. Белоусовой. — М.: Правда, 1989. — 496с., ил.
  4. Наумов Е. И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество.- Изд. 2-ое. — М.- Л.: Просвещение, 1965.- 280 с.
  5. Словарьцерковныхтерминов. — Sharon, Massachusetts: «Izograph Studio», 2002.- 166 с.