Главная » Блог » Урок литературы «Есенин – самый - русский - поэт»
Нежные стихи есенина
24.01.2018
Есенин стихи с матом читать бесплатно
24.01.2018

стихи есенина 11 класс

Урок литературы «Есенин – самый "русский" поэт». 11-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.

Образовательные цели:

  • выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
  • воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры.

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.

Слово учителя. Сергей Есенин! Это имя у каждого из нас вызывает легкое, радостное чувство, ощущение прекрасного, светлого, пробуждающее любовь к человеку, к Родине, природе, жизни.

Почему Сергей Есенин «самый русский» из поэтов серебряного века? Сергей Есенин – это имя звучит как синоним всего русского. Разгадать тайну Есенина – значит разгадать тайну и причину русской трагедии 20 века. Без этой разгадки будущее России неясно. (Учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское.) Формулируется основополагающий вопрос.

Итак, основополагающий вопрос нашего проекта (на слайде):

1. Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? (Истоки русского национального в характере Сергея Есенина)

2. Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?

Проект 1.Образ Родины в лирике Сергея Есенина.

Проект 2 Любовная лирика Сергея Есенина.

Проект 3.Философская лирика. Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.

(По ходу урока заполняется конспект «Художественный мир поэзии Есенина).

Слово учителя. Есенин, рассуждая о жизни, говорил: «Жизнь – это глупая штука. Все в ней пошло и ничтожно. Ничего в ней нет святого…Я – один, и никого нет на свете, который пошел бы мне на встречу такой же тоскующей душой, пошел бы с ним от этого чуждого мне мира. », «Я не могу так жить! С трагической искренностью поведал нам Есенин в своей поэтической исповеди о том «черном», что омрачало его душу, что больше всего волновало его сердце). Мир поэзии Есенина – это вся его жизнь, сложная, противоречивая.

(Выходят 2 учащихся)

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Он был и у Моцарта, и у Пушкина, и вот ко мне подобрался

Черный человек: (в руках держит книгу)

В книге той много прекраснейших

Мыслей и планов.

Ах, люблю я поэтов!

В них всегда нахожу я Историю,

А может, в Рязани,

В простой крестьянской семье,

С голубыми глазами.

Учитель: Однажды Есенин, возвратившись из-за границы, скажет: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то»

Презентация учащихся (представляют проект «Тема Родины в поэзии С.А.Есенина)

Вопросы группе.

  1. Как Есенин изображает природу?
  2. Какие цвета преобладают в поэзии?
  3. Определите ключевые понятия, характеризующие родину поэта
  4. Найдите примеры изображения запахов
  5. Какие явления чаще всего изображает Есенин?
  6. Какие наиболее яркие средства выразительности использует поэт?
  7. Согласны ли вы с тем, что образы взяты из крестьянской жизни? В его стихах природа неразрывна с человеком?
  8. Почему его стихи нельзя назвать просто «пейзажными»?
  9. Каков лирический герой?

Вывод:Что же привлекает в Есенине? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, — и за все захотел расплатиться ценой страшной. Правда же его в любви к Родине пусть незрячая, но великая. Её исповедовал он даже в облике хулигана:

Я очень люблю родину!

И вот стал он взрослым,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

Черный человек: Да, Есенин, это книга твоей жизни. Знаешь, что в ней?

Есенин: Что? Мои стихи? Мысли? Заблуждения? Друзья? Любовь, наконец?

Черный человек: Любовь?! Да, тебя нельзя было не любить! Но любил ли ты своих женщин?

Есенин: Да! Я любил и люблю их всех! Родную, первую, милую, дорогую, единственную, верную…

Черный человек: Ты думаешь, раз их нет в живых, мы не можем спросить у них? А вот и нет! Смотри, это они, те, кто любил тебя…

(Звучит музыка. Луч света направляется на группу женщин):

Катя, сестра Есенина, Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Сонечка Толстая

Презентация учащихся. (Представление проекта «Тема любви в поэзии С.А.Есенина»)

1. Как Есенин изображает это чувство?

2. Продолжает ли звучать здесь мотив природы? В каких образах?

3. Какие настроения заметны в любовной лирике?

4. Как меняются образы любви в лирике поэта?

5. О какой любви мечтает лирический герой?

7. Какова интонация стихов о любви, средства выразительности?

8. Только ли тема любви прослеживается в этих стихотворениях? Какие ещё темы заметны?

Вывод. Жадно тянулся к любви Сергей Есенин, будто предчувствовал, что жизни ему отпущено всего лишь тридцать лет…

Любовная лирика Сергея Есенина – искренняя исповедь поэта. В ней отразилась его душа, страдающая и неустроенная. Может, строки некоторых стихотворений, на первый взгляд, грубы и несколько вульгарны, но они искренни и правдивы. Сергей Есенин редко указывал адресатов своих стихотворений, хотя, в принципе, и не важно, кому они посвящены. Главное то, что они прекрасны.

«Сколько было знакомых, приятелей, "друзей" (в кавычках), сближений с женщинами, и обо всем этом Есенин писал в своих стихах: "легкие друзья", "легкие подруги", "вспыльчивые связи". А вот истинной дружбы и, быть может, истинной любви, как он ее понимал, наверное, ему не хватало. И не потому ли он так часто тосковал об этом: "Друзей так в жизни мало. ", "Ни друга, ни жены"

Анализ стихотворения, представленного на слайде.

1. Что я услышал в этом стихотворении?

2. Какие особенности построения стихотворения вы заметили?

3. В чем необычность воплощения любовного чувства в этом стихотворении?

4. Как вы думаете, что могло привести к появлению подобных строк?

5. Каким настроением проникнуто стихотворение?

6. Что можно сказать о женщине, изображенной в нем?

7. О чем жалеет поэт? В чем причина его тоски.

Что мне до жизни

Читай и рассказывай.

Глядит на меня в упор…

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Я не видел, чтоб кто-нибудь

Так ненужно и глупо

ТЫ прескверный гость.

Эта слава давно про тебя разносится

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду…

Презентация учащихся (представление проекта «Философская тема в поэзии С.А. Есенина»)

1. О чем размышляет лирический герой?

2. Какие темы волнуют его?

3. Можно ли сказать, что в этих стихотворениях вновь звучит тема любви и родины? Почему?

4. Какие средства выразительности присутствуют? Интонация стихов.

5. Послеживаются ли автобиографические черты в лирике поэта?

6. Приметы какого времени года имеют место в философской лирике поэта и почему?

Вывод. Понятно, что великий поэт не мог оставаться в стороне от жизни. Какой же выход он находит? Есенин испытывает чувство горького сожаления, что стал чужим для новой деревни. Умом понимает, а сердцем не принимает. Он видит: жизнь на родине идет не так, как он себе представлял. Есенин перестает оплакивать уходящую Русь, стремится преодолеть отъединение от народа, строящего новую жизнь, но не может смириться с тем, что творилось вокруг, и не мог этому противостоять, хотя и пытался. В нем жил «Черный человек», который не давал ему покоя.

В декабре в той стране

Снег до дьявола чист,

И метели заводят

Был человек тот авантюрист,

Но самой высокой

Синеет в окошко рассвет.

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

И разбитое зеркало.

Мини-сочинение «Почему же Есенин – самый «русский» поэт 20 века?»

Заключение. Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, чтоб отличиться той мукой, которую не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой. Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, и всё утешаю, утешаю его. А где утешишь? Нету его. Лишь душа светлая витает над оплаканной русским певцом Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

Шапки долой, Россия! Есенина поют!

«Мне осталась одна забава. » в исполнении А. Малинина (или учащихся)

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими,

И жжёт глаза горячая строка.

Уходят лучшие, своё оставив имя,

Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть

Пытаемся мы проторить пути…

Уходят лучшие, и мучает нас совесть,

Как будто бы могли мы их спасти.

Заключительное слово учителя. «Широк русский человек!».Эти люди и определили в нашем столетии размах и стиль основных российских событий. Люди есенинского склада были главной силой у большевиков и белогвардейцев, у анархистов и у донских казаков, Эти люди во взаимной самоубийственной борьбе не могли удержаться от соблазна перевеситься через край, оттого русская революция и стала такой глубокой, такой великой, такой кровавой и такой героической. Главные черты людей этого типа — безмерная одарённость, духовный фанатизм, добром и зло, совершенно непонятное западным людям богоборчество, замешенное на религиозном чувстве, способность прожить за одну жизнь как бы несколько жизней. Всё это вместе взятое и есть то, что мы порой называем «русскость», Аполлон Григорьев как-то сказал, что «Пушкин – это наше всё». В 20 веке наше всё – это Есенин.

Домашнее задание: сочинение «О чем мне рассказал С.А.Есенин?»

1. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп, 1998.

2. Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи: В 2 т. М., 1993.

3. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М., 1972.

4. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. – М., 1990

5. Бондаренко М. “А душу можно ль рассказать?”// Литература в школе – М., 2003. – № 10; 2004.– № 1,

6. В мире Есенина. Сборник статей. – М., 1986

7. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в семи томах. – М., “Наука” – “Голос”, 1995.

8. Малофеева Г.А.Тема дома в лирике Сергея Есенина // Литература в школе – М., 2004. – №2.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.