Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.
Образовательные цели:
Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.
Слово учителя. Сергей Есенин! Это имя у каждого из нас вызывает легкое, радостное чувство, ощущение прекрасного, светлого, пробуждающее любовь к человеку, к Родине, природе, жизни.
Почему Сергей Есенин «самый русский» из поэтов серебряного века? Сергей Есенин – это имя звучит как синоним всего русского. Разгадать тайну Есенина – значит разгадать тайну и причину русской трагедии 20 века. Без этой разгадки будущее России неясно. (Учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское.) Формулируется основополагающий вопрос.
Итак, основополагающий вопрос нашего проекта (на слайде):
1. Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? (Истоки русского национального в характере Сергея Есенина)
2. Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
Проект 1.Образ Родины в лирике Сергея Есенина.
Проект 2 Любовная лирика Сергея Есенина.
Проект 3.Философская лирика. Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.
(По ходу урока заполняется конспект «Художественный мир поэзии Есенина).
Слово учителя. Есенин, рассуждая о жизни, говорил: «Жизнь – это глупая штука. Все в ней пошло и ничтожно. Ничего в ней нет святого…Я – один, и никого нет на свете, который пошел бы мне на встречу такой же тоскующей душой, пошел бы с ним от этого чуждого мне мира. », «Я не могу так жить! С трагической искренностью поведал нам Есенин в своей поэтической исповеди о том «черном», что омрачало его душу, что больше всего волновало его сердце). Мир поэзии Есенина – это вся его жизнь, сложная, противоречивая.
(Выходят 2 учащихся)
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Он был и у Моцарта, и у Пушкина, и вот ко мне подобрался
Черный человек: (в руках держит книгу)
В книге той много прекраснейших
Мыслей и планов.
Ах, люблю я поэтов!
В них всегда нахожу я Историю,
А может, в Рязани,
В простой крестьянской семье,
С голубыми глазами.
Учитель: Однажды Есенин, возвратившись из-за границы, скажет: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то»
Презентация учащихся (представляют проект «Тема Родины в поэзии С.А.Есенина)
Вопросы группе.
Вывод:Что же привлекает в Есенине? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, — и за все захотел расплатиться ценой страшной. Правда же его в любви к Родине пусть незрячая, но великая. Её исповедовал он даже в облике хулигана:
Я очень люблю родину!
И вот стал он взрослым,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
Черный человек: Да, Есенин, это книга твоей жизни. Знаешь, что в ней?
Есенин: Что? Мои стихи? Мысли? Заблуждения? Друзья? Любовь, наконец?
Черный человек: Любовь?! Да, тебя нельзя было не любить! Но любил ли ты своих женщин?
Есенин: Да! Я любил и люблю их всех! Родную, первую, милую, дорогую, единственную, верную…
Черный человек: Ты думаешь, раз их нет в живых, мы не можем спросить у них? А вот и нет! Смотри, это они, те, кто любил тебя…
(Звучит музыка. Луч света направляется на группу женщин):
Катя, сестра Есенина, Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Сонечка Толстая
Презентация учащихся. (Представление проекта «Тема любви в поэзии С.А.Есенина»)
1. Как Есенин изображает это чувство?
2. Продолжает ли звучать здесь мотив природы? В каких образах?
3. Какие настроения заметны в любовной лирике?
4. Как меняются образы любви в лирике поэта?
5. О какой любви мечтает лирический герой?
7. Какова интонация стихов о любви, средства выразительности?
8. Только ли тема любви прослеживается в этих стихотворениях? Какие ещё темы заметны?
Вывод. Жадно тянулся к любви Сергей Есенин, будто предчувствовал, что жизни ему отпущено всего лишь тридцать лет…
Любовная лирика Сергея Есенина – искренняя исповедь поэта. В ней отразилась его душа, страдающая и неустроенная. Может, строки некоторых стихотворений, на первый взгляд, грубы и несколько вульгарны, но они искренни и правдивы. Сергей Есенин редко указывал адресатов своих стихотворений, хотя, в принципе, и не важно, кому они посвящены. Главное то, что они прекрасны.
«Сколько было знакомых, приятелей, "друзей" (в кавычках), сближений с женщинами, и обо всем этом Есенин писал в своих стихах: "легкие друзья", "легкие подруги", "вспыльчивые связи". А вот истинной дружбы и, быть может, истинной любви, как он ее понимал, наверное, ему не хватало. И не потому ли он так часто тосковал об этом: "Друзей так в жизни мало. ", "Ни друга, ни жены"
Анализ стихотворения, представленного на слайде.
1. Что я услышал в этом стихотворении?
2. Какие особенности построения стихотворения вы заметили?
3. В чем необычность воплощения любовного чувства в этом стихотворении?
4. Как вы думаете, что могло привести к появлению подобных строк?
5. Каким настроением проникнуто стихотворение?
6. Что можно сказать о женщине, изображенной в нем?
7. О чем жалеет поэт? В чем причина его тоски.
Что мне до жизни
Читай и рассказывай.
Глядит на меня в упор…
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Так ненужно и глупо
ТЫ прескверный гость.
Эта слава давно про тебя разносится
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду…
Презентация учащихся (представление проекта «Философская тема в поэзии С.А. Есенина»)
1. О чем размышляет лирический герой?
2. Какие темы волнуют его?
3. Можно ли сказать, что в этих стихотворениях вновь звучит тема любви и родины? Почему?
4. Какие средства выразительности присутствуют? Интонация стихов.
5. Послеживаются ли автобиографические черты в лирике поэта?
6. Приметы какого времени года имеют место в философской лирике поэта и почему?
Вывод. Понятно, что великий поэт не мог оставаться в стороне от жизни. Какой же выход он находит? Есенин испытывает чувство горького сожаления, что стал чужим для новой деревни. Умом понимает, а сердцем не принимает. Он видит: жизнь на родине идет не так, как он себе представлял. Есенин перестает оплакивать уходящую Русь, стремится преодолеть отъединение от народа, строящего новую жизнь, но не может смириться с тем, что творилось вокруг, и не мог этому противостоять, хотя и пытался. В нем жил «Черный человек», который не давал ему покоя.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
Синеет в окошко рассвет.
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
И разбитое зеркало.
Мини-сочинение «Почему же Есенин – самый «русский» поэт 20 века?»
Заключение. Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, чтоб отличиться той мукой, которую не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой. Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, и всё утешаю, утешаю его. А где утешишь? Нету его. Лишь душа светлая витает над оплаканной русским певцом Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…
Шапки долой, Россия! Есенина поют!
«Мне осталась одна забава. » в исполнении А. Малинина (или учащихся)
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.
Заключительное слово учителя. «Широк русский человек!».Эти люди и определили в нашем столетии размах и стиль основных российских событий. Люди есенинского склада были главной силой у большевиков и белогвардейцев, у анархистов и у донских казаков, Эти люди во взаимной самоубийственной борьбе не могли удержаться от соблазна перевеситься через край, оттого русская революция и стала такой глубокой, такой великой, такой кровавой и такой героической. Главные черты людей этого типа — безмерная одарённость, духовный фанатизм, добром и зло, совершенно непонятное западным людям богоборчество, замешенное на религиозном чувстве, способность прожить за одну жизнь как бы несколько жизней. Всё это вместе взятое и есть то, что мы порой называем «русскость», Аполлон Григорьев как-то сказал, что «Пушкин – это наше всё». В 20 веке наше всё – это Есенин.
Домашнее задание: сочинение «О чем мне рассказал С.А.Есенин?»
1. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп, 1998.
2. Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи: В 2 т. М., 1993.
3. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М., 1972.
4. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. – М., 1990
5. Бондаренко М. “А душу можно ль рассказать?”// Литература в школе – М., 2003. – № 10; 2004.– № 1,
6. В мире Есенина. Сборник статей. – М., 1986
7. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в семи томах. – М., “Наука” – “Голос”, 1995.
8. Малофеева Г.А.Тема дома в лирике Сергея Есенина // Литература в школе – М., 2004. – №2.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.