Главная » Блог » Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ - Поющее сердце России - (Жизнь, творчество, личность на
Презентация по литературе на тему — Философские мотивы лирики на — (1 курс)
24.01.2018
Темы лирики есенина таблица
24.01.2018

мотивы лирики есенина презентация

Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ "Поющее сердце России" (Жизнь, творчество, личность С.Есенина. Основные мотивы лирики поэта)

  • Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества С.Есенина
  • Дать представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • Развивать навыки анализа поэтического текста

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация темы урока

  1. Интрига: Прослушайте фрагмент из песни. Можно ли определить ее автора? («Клен»)
  2. Вступительное слово учителя:

Он был песенником. Дома постоянно придумывали мотивы к его стихам и пели их его сёстры, мать, друзья. Но больше всего он любил русские песни. Заставлял петь всех, кто приходил к ним. Он понимал песню, чувствовал её как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью для него были песни, спетые матерью. Его стихи – тоже песни. И поэтому тема первого урока по творчеству Есенина так и сформулирована.

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

III. Изучение нового материала

  1. Страницы биографии поэта
  • Выступление учащегося
  • Беседа «Страницы жизни и творчества поэта»:

Какие факты биографии поэта вас поразили, тронули?

– Что известно о первом сборнике стихов поэта?

Музыкальная пауза — «Выткался на озере…» из «Радуницы»

— Как Есенин воспринял революцию? Прокомментируйте слова поэта:

Небо как колокол,

Мать моя – Родина,

— Почему Есенин называет себя «последним поэтом деревни»?

— Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

— В чем трагедия поэта?

— Какое произведение Есенина было опубликовано уже после смерти поэта? («Черный человек»)

— Какой цвет любим Есениным? Докажите строчками из стихотворений. Почему?

«Россия»! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово «роса», и «сила», и «синее что-то». Все, что связанно с Родиной, счастьем воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий – в толковом словаре вы не найдете того значения этих слов, которое вкладывал в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об обновленной Родине, и перспектива, уводящая в будущее.

— Просмотрите слайды – на них фотографии поэта, образы, иллюстрирующие основные темы и мотивы творчества. Попробуйте их определить и сформулировать.

  1. Работа в парах – анализ стихотворений по выбору по схеме

«Запели тесаные дроги…»

«Эта улица мне знакома…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

«Больные думы»: «Я ль виноват, что я поэт…»

  1. Обсуждение работ. Заполнение технологических карт.
  2. Музыкальная пауза «Отговорила роща золотая»
  3. Построфный анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

— На какие размышления наводит лирическое откровение поэта?

— Каковы особенности поэтического языка С.Есенина?

  • метафоричность
  • ассоциативность
  • синтаксическая стройность и простота
  • песенность(напевность, народность, мелодичность)
  • автобиогафичность

IV. Рефлексия.

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была…. Да не эта!

Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу.

Много звучит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

— Напишите синквейн на тему «Есенин»

V. Домашнее задание:

  1. Стихотворение Есенина – по выбору наизусть
  2. по вариантам –

1 – тема родины в творчестве Есенина

Подборка стихотворений, анализ одного по выбору

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.