Главная » Блог » Урок-презентация по литературе в 9 классе Народно-песенная основа поэзии С
Образ матери в лирике Сергея Есенина Письмо к матери
24.01.2018
Исповедальный характер лирики С
24.01.2018

урок-презентация,литературе,классе,quotнародно-песенная,основа,русский язык и литература

Урок-презентация по литературе в 9 классе «Народно-песенная основа поэзии С.А. Есенина»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Л9 народ-песен основа лирики есенина.docx

Урок – презентация по литературе в 9 классе

Тема : «Народно — песенная основа поэзии С. А. Есенина»

Цели : образовательная : раскрыть народную основу творчества поэта, выяснив, что в истоках есенинской поэзии лежит народно-песенное творчество;

развиваюшая : развивать навыки выразительного чтения стихотворений, устную речь учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы;

воспитательная: формировать интерес к поэзии Есенина , чувство любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.А. Есенина .

познавательная : расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки со стихами Есенина, компьютер, проектор, компьютерная презентация, минусовка и запись стихотворения «Отговорила роща золотая», песня «Клен ты мой опавший», высказывания поэтов и писателей о творчестве Есенина.

Методические приёмы: сообщения учащихся, выразительное чтение

Есенин более всех других гениев подтверждает

известную истину о том, что начало всякого искусства

слова — в фольклоре.

В. Базанов, литературовед.

К стихам расположили песни, которые

я слышал кругом себя.

2.Сообщение темы урока.

(Слайд2) 3 . Слово учителя. Где-то под Рязанью, на необъятной карте России, затерялась едва приметная точка – старинное приокское село Константиново. Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константиново со всех концов света, чтобы низко поклониться древней рязанской земле – колыбели великого поэта России Сергея Есенина.

Родина – село Константиново привольно раскинулось по правому высокому берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах, поблескивающая гладь озер, а у самого горизонта синеет дымка лесов Мещёры.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овёс,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос.

Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – овсень, осень, ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками.

Именно Есенин более других гениев подтверждает известную истину о том, что начало всякого искусства слова – в фольклоре.

Все воспитание Есенина, быт в семье деда по матери Федора Андреевича Титова способствовали формированию личности будущего поэта. Песни, сказки, загадки, частушки, звучавшие с детства, с момента рождения, оказали немалое влияние на его поэзию.

(Слайд 2,3).Чтение эпиграфов к уроку.

Учитель: «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии», — писал Есенин. И в его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне.

Итак, первым шагом в приобщении Есенина к истокам народного творчества было обращение к народной песне .

4. Сообщение ученика на тему «Роль песни в жизни С. А. Есенина»

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, их светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах.

Песня звучала для Есенина с детства, с момента рождения:

(Слайд 4) Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали… (1912)

Песня была постоянной спутницей жизни Есениных. В доме Сергея Есенина пели все: мать, отец, сестры (Портреты родителей, сестер ); духовные песни пели дед, посещавшие его дом странники…

В автобиографическом наброске 1916 года поэт писал «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Дед Есенина, Фёдор Андреевич Титов, по воспоминаниям сестры Екатерины, был особенно нежен к детям. Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребёнку для него было необходимостью. Маленький Сергей воспитывался в семье деда и часто вспоминал свои разговоры с ним, напевал припев одной из детских песен, которую пел ему дедушка:

Нейдёт коза с орехами,

Нейдёт коза с калёными…

Пел дедушка хорошо и любил слушать, когда хорошо поют.

Бабушка Наталья Евтеевна была мастерица рассказывать сказки, читала духовные стихотворения, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

«Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я переделывал на свой лад»,- писал Есенин. В стихотворении «Бабушкины сказки», опубликованном в 1915 году в детском журнале «Доброе утро», Есенин вспоминает, как в долгие зимние вечера они, деревенские ребятишки, затаив дыхание слушали увлекательные истории. Есенин не только слушал с интересом, но и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять».

Чтение стихов учащимися:

В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Костер метели белой.

И бабка что-то грустное,

И крестя свой рот

Сообщение ученика: «Роль матери в жизни С. А. Есенина»

Не меньшую, если не большую роль в пробуждении творческих способностей и — шире — в становлении личности Есенина сыграла его мать Татьяна Федоровна. Далеко за околицей родного села шла молва о ней как о замечательной песеннице. Каких только песен она не знала, и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных.

Сестра поэта, Ал ександра Александровна, говорила: « Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение».

Это были и русские народные песни, и романсы, а в предпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковной службы.

Она, как и бабушка, много ходила по церквям, и все службы знала наизусть.

С младенческих лет дети слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала им артистически, а подрастая , они узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов. И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием».. .

Любовь к матери С.А. Есенин сохранил и пронёс через всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней, как к самому верному и преданному другу.

Сестра Шура рассказывала: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали». Отец поэта, Александр Никитич Есенин, мальчиком пел в церковном хоре, умение петь он сохранил на всю жизнь, хотя довольно рано оторвался от деревенских корней.

Учитель: Писательница Софья Семеновна Виноградская, хорошо знавшая Есенина, вспоминала: «Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение, и песней же можно было привести его в какое угодно настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по- особенному, по-своему»

Песня благотворно действовала на душу будущего поэта. Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям, отчему дому, родному селу, к тропинкам, убегавшим за дальнюю околицу. Народное песенное слово, впервые услышанное в Константинове, поэт ставил у истоков собственного творчества.

Стихи Есенина по мелодичности, богатству, гибкости ритма близки народной песне. А первые стихотворения — своеобразные подражания песням: «Выткался на озере алый свет зари…», « Хороша была Танюша…», «Матушка в купальницу по воду ходила…», «Подражание песне»

Чтение стихотворения учащимися:

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, березы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок.

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,

Унеслася ты вскачь, удилами звеня.

В пряже солнечных дней время выткало нить.

Мимо окон тебя понесли хоронить.

И под плач панихид, под кадильный канон,

Всё мне чудился тихий ласкованный звон.

Учитель: Многие свои стихи Есенин называл «песнями»: «Далекая веселая песня», «Песня старика разбойника», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе» и другие. »… В этих названиях слово «песнь» соотносится с чем-то возвышенным, таинственно торжественным. Но есть у него и «Песнь о собаке». ( На дом дается индивидуальное творческое задание. Восприятие, истолкование и анализ стихотворения «Песнь о собаке»)

(Слайд 11) Учитель: (На фоне минусовки песни «Отговорила роща золотая»).

В одной из телепередач, посвящённых Сергею Есенину, его сестра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Григорий Пономаренко.

Прослушивание стихотворения «Отговорила роща золотая» в исполнении

(Слайд 12) Учитель: Поэзия Есенина изначально и до сих пор привлекает внимание композиторов. Более 200 музыкальных произведений написано на стихи поэта. При этом отдельные произведения воплощены в музыке разными композиторами:

“ Береза” – 17 раз, “Не жалею, не зову, не плачу”, “С добрым утром” – по 10 раз.

27 произведений написал Георгий Свиридов.

(Слайд 13) Учитель: Увлекался Есенин и частушками. На протяжении всей жизни он собирал их . Зрелый Есенин писал: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». По свидетельству современников, С.Есенин привез в Петроград в 1915 году около 4-х тысяч собранных им частушек, чем очень гордился. Записывал он их у себя на родине, в Константинове. Милый ходит за сохой,

Машет мне косынкой.

Милый любит всей душой,

И в своей поэзии С.Есенин часто использует частушечные сюжеты, мотивы, образы.

Чтение стихотворения учащимся:

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не струи озера свой выткали узор.

Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Пусть послушает красавица прибаски жениха.

6. Подготовленное сообщение ученика «Сергей Есенин и народная частушка»

В 1918 г. вышла в свет книга собранных Есениным частушек, где он приводит несколько явно собственного сочинения . Вспоминает Александра Петровна Зимина, односельчанка Есенина:

«Придут к Есениным в дом девушки — Сережа на печке. Попросят его: «Придумай нам частушку». Он почти сразу сочинял и говорил: «Слушайте и запоминайте». Потом эти частушки распевали на селе по вечерам.

Из колодца вода льётся,

Мил напьётся, подерётся,

А я виноватая. Милый ходит за сохой,

Машет мне косынкой.

Милый любит всех душой,

Должны были быть и прибаски, поющиеся, как пояснял Есенин, на растянутый лад под ливенку.

Я свою симпатию

Как белая платия,

Так моя симпатия.

А вот прибаски, певшиеся на плясовой лад девками и бабами:

Завёл меня в ельник.

Меня мамка веником:

-Не ходи по мельникам .

Особый род частушек – страдания:

Ах, колечко Пострадала,

Моё сине. Ну довольно…

На колечке От страданья

Твоё имя Сердцу больно.

Учитель: Короткая, емкая форма частушки, игра слов, точность, выразительность языка были хорошей школой для поэта. Некоторые приемы и образы, воспринятые Есениным из частушек, станут частью его поэтического арсенала. А ритмы частушки будут звучать в его стихах.

Немалое влияние на поэзию Есенина оказала и загадка.

7. Сообщение подготовленного ученика «Загадка в поэзии С.А. Есенина»

Народная загадка научила Есенина метафоричности. Многие образы его стихов либо родились из загадок, либо созданы по типу загадок, в основе стихотворного образа лежит скрытое сравнение, как в загадке. Остановимся на конкретных примерах.

Когда в стихотворении « Нивы сжаты, рощи голы…» мы читаем:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани,-

то поэтика загадки здесь налицо: месяц — жеребёнок . По той же логике месяц может оказаться не жеребёнком, а телёнком, да ещё и бодливым:

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли

«Месяц рогом облако бодает», но может предстать и жующей коровой:

Хорошо бы на стог, улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать. («Закружилась листва золотая»)

Кроме того месяц становится и всадником (« Покраснела рябина»), и колобком ( «То не тучи бродят за овином»), и рыжим гусем ( «Отчарь»), и надломленной ковригой (О, край дождей и непогод»). А ещё месяц — конь, рыжий гусь, ягнёночек кудрявый, серп двурогий, подкова, язык колокола, золотая лягушка:

1.Золотою лягушкой луна 2.На грядки серые капусты волноватой

Распласталась на тихой воде… Рожок луны по капле масло льёт

Чтение и анализ учащимися стихотворения « Осень» (1916):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень – рыжая кобыла — чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг её подков.

Схимник — ветер шагом осторожным

Мнёт листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

( Осень по-крестьянски видится «рыжей кобылой», палые листья, застрявшие в чаще можжевельника, — клочками её гривы. Ветер — в облике схимника в чёрном одеянии, а алые рябиновые кисти — кровавые язвы Христа)

Учитель: Итак, загадка научила С. Есенина метафоричности, а мир он видит глазами народа, крестьянина. Народная основа поэзии С. Есенина отразилась и выборе изобразительно — выразительных средств.

(Слайд 15) Назовите известные вам ( эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, обращения, повторы)

— Определите изобразительно — выразительные средства:

Эпитеты: «черемуха душистая», «мохнатый лес», «голубыми» небесами», «великолепными коврами», «прозрачный лес». Постоянные эпитеты: «тёмна ноченька», «кудри русые». Краткие прилагательные: «алы зори», «белы снега», «сине море», «буйны головы»;

Олицетворения: зима «поет», «аукает», «баюкает» . Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы — плачут, тополя — шепчут, «пригорюнились девушки-ели», звёзды- «дремлют», дорога- «задумалась», ветер- «шепчет».

Сравнения: « во мгле сырой месяц, словно желтый ворон. вьется над землей» , « стоят берёзы, как большие свечки», стрекотуньи- сороки, как свахи».

Метафоры: « Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда»,

« гаснут красные крылья заката», «горят серебряные росы»,

« куст волос золотистый вянет» и т.д.

Обращения: «Милые березовые чащи! «, «Ой, вы луга и дубравы», «Песни, песни, о чём вы кричите?», «Пой, ямщик», « не шуми, осина».

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха).

Из древнего мифологического уподобления человека дереву вырастают поэтические образы:

1. «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге

2.«Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова …»

3. «Роща золотая отговорила милым языком…»

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

— Вернёмся к началу нашего урока, достигли ли мы цели урока?

— В чём истоки народности поэзии?

— Что же доказали мы?

Мы доказали, что в основе есенинской поэзии лежит песенно-народное творчество. Его стихи похожи на русские народные песни.

Стихи Есенина по мелодичности, богатству, гибкости ритма – близки народной песне.

3. Основы поэтики Есенина – народные.

4. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь.

5. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи навсегда остались в поэзии Есенина.

Учитель: Красота родной природы, и русского слова, и песни матери, и сказки бабушки, библия деда, деревенская улица, поэзия Кольцова и Лермонтова, частушки – все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа щедро наградила драгоценным даром песенного слова.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Именно эта образность, метафорическая россыпь, выросшая из глубин народного миросозерцания, и лежит в основе есенинской поэтики.

Прослушивание песни на стихи С.Есенина «Клён ты мой опавший…»

Домашнее задание: Истолкование и анализ стихотворения «Песнь о собаке»,

выучить наизусть одно стихотворение.

Выбранный для просмотра документ Народно-песенная основа поэзии С.Есенина..pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народно-песенная основа поэзии С.А.Есенина. Учитель Ларюшкина Т.И. МБОУ ООШ с.Березняговка Липецкой области

Эпиграф Есенин более всех других гениев подтверждает известную истину о том, что начало всякого искусства слова — в фольклоре. . Его поэзия фактически начинается там, где кончается фольклор в собственном смысле этого слова . В. Г. Базанов, литературовед

Сергей Александрович Есенин «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя». С.А.Есенин. Автобиография 1924г. «Родился я с песнями в травном одеяле…»

В семье Есенина пели все Дед – Фёдор Андреевич Титов Поэт писал :«Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»

«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», — признавался поэт. Наталья Евтеевна -мастерица рассказывать сказки, которые рассказывала Сергею в долгие зимние вечера, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. Комната Есенина

Родители Отец – Александр Никитич Мать – Татьяна Фёдоровна, урождённая Титова Амбар, в котором Есенин писал стихи

Мать Есенина Татьяна Федоровна- замечательная песенница, знавшая и прекрасно исполнявшая русские народные песни: шуточные, величальные, и игровые, и обрядовые, и полюбовные.

Сестра поэта, Александра Александровна, говорила: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать. Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение». Сестры Екатерина Александровна Александра Александровна

С.С.Виноградская: «Больше всего Есенин любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Песней можно было привести его в какое угодно настроение. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему».

Б.П.Кулагин. Сергей Есенин.1985 Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям, отчему дому…

Сестра Сергея Есенина вспоминала: «Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть». Так появилось стихотворение «Отговорила роща золотая»

В стихах Есенина та же мелодичность, богатство и гибкость ритма, что и в народной песне Каждое его стихотворение – песня.

Начало творчества Есенина- подражание частушкам. Частушки самого поэта распевали на селе по вечерам. Частушки

Загадка В основе образов стихов Есенина – метафоричность загадок. .

Изобразительно- выразительные средства Эпитеты, в т.ч. постоянные, олицетворения, сравнения, метафоры обращения — распространённые изобразительно — выразительные средства в лирике Есенина.

Зима «поет», «аукает», «баюкает, черемуха "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "пригорюнились девушки-ели». «Месяц, словно желтый ворон. вьется над землей» "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», « гаснут красные крылья заката», «горят серебряные росы», « куст волос золотистый вянет» и т.д. ? ? ? ? ? ? «Милые березовые чащи! «, «Ой, вы луга и дубравы», «Песни, песни, о чём вы кричите?», «пой, ямщик», «не шуми, осина» и т.д. ? ? ? ? ? ?

Сквозные образы Береза, клен, черемуха

В основе есенинской поэзии лежит песенно-народное творчество. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, поэт пронёс через всю жизнь. Каждое стихотворение поэта — песня, и песня Есенина не осталась в прошлом. Она — с нами, и быть ей с людьми — вечно. Вывод:

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

Краткое описание документа:

Материал урока интересный, яркий, доступный . Форма презентации в сочетании с подготовленными сообщениями учащихся, чтением и анализом стихов, прослушиванием песен на стихи Есенина позволяют достичь поставленных целей.

Главная цель данного урока — заинтересовать девятиклассников поэзией Сергея Есенина, обладавшего драгоценным даром песенного слова, раскрыть народно-песенный характер его творчества и на данной основе формировать чувство любви к родному языку и родному краю. Содержание выступлений детей, тексты стихов, презентация прилагаются.

  • 3715
  • 12.02.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2323817 материалов.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.