Главная » Блог » Великий крестьянский поэт (по творчеству С
Есенин быть поэтом это значит тоже
24.01.2018
Письмо Есенину
24.01.2018

есенин сергей александрович, сочинение по русской литературе, сочинения, школьные сочинения, готовые домашние задания, гдз по литературе

Великий крестьянский поэт (по творчеству С.А. Есенина)

Большая часть сборника «Радуница» представляет собой стихи, идущие прямо от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Наиболее характерное из них — стихотворение «В хате»:

Пахнет рыхлыми дроченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Зарисовки крестьянского быта встречаются и в других стихах сборника. Старый дед беспрерывно хлопочет по хозяйству — чистит ток, убирает сорную траву, роет канаву:

Старый дед, согнувши спину,

Чистит вытоптанный ток

И подонную мякину

Загребает в уголок.

Все эти «зарисовки с натуры» — вовсе не рифмованная проза. Даже в мимолетных жанровых картинках у него всегда присутствует высокая поэзия. А вот как у Есенина крестьянская девушка собирается выходить замуж:

Я надену красное монисто,

Сарафан залетлю синей рюшкой,

Позовите, девки, гармониста,

Попрощайтесь с ласковой подружкой.

На деревенском кладбище под деревянными крестами совершается поминальный обряд и поэтому:

Заслонили ветлы сиротливо

Косниками мертвые жилища.

Словно снег, белеется коливо —

На помин небесным птахам пища.

Эти стихотворения не только отличаются правдивостью, точными бытовыми деталями, но и исполнены народной поэзии. Они говорят нам о том, что Есенин не проходил мимо реальной жизни, любовался ее пестрыми картинами. С чем отлично был знаком Есенин с ранних лет, что навсегда запало в его душу, так это картины родной природы, среди которой провел он детство и юность:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Самая сильная сторона сборника «Радуница» как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы, которую так хорошо видел и глубоко чувствовал поэт.

Непреходящее очарование и сила есенинской лирики еще и в том, что в ней чувство любви к родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родной природы. Увы, в России мало ярких красот Кавказа или Италии. Часто пейзаж просто не вдохновляет. Черноземная Рязан- щина, честно говоря, не самый живописный край. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Лес да монастырь.

У Есенина много печальных и безрадостных картин, которые правдиво отражали состояние деревни в ту пору. В России и до сих пор к крестьянину относятся как к бесконечному «донору», с которого можно драть три шкуры, ничего не давая взамен. И тем сильнее любовь поэта к этому бедному краю:

Черная, потом пропахшая выть,

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты русская боль.

Но любовь Есенина к родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы:

Опять раскинулся узорно

Над белым полем багрянец.

Русские узоры с красным, багряным вкраплением известны испокон веков, красный — основной цвет русского орнамента, будь то вышивка или узорная роспись. А вот еще одно тонкое поэтическое наблюдение Сергея Есенина:

В темной роще на зеленых елях

Золотятся листья вялых ив.

В этих строках есть что-то от тонких нюансов японской или китайской поэзии. В разнообразные тона окутана Россия в стихах Есенина, но она еще и одушевлена человеческим восприятием:

Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят.

С бубенцами говорят.

Поэтому пейзаж для Есенина — не мертвые безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что у Есенина в пейзаж всегда «вкраплен человек». Этот человек и есть сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин приближает к нам природу, олицетворяя ее как живую: «Черемуха машет рукавом», а в зимнюю стужу он примечает, как «Словно белой косынкой подвязала- ся сосна». Он откровенно признается:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В то же время Есенин переносит явления природы на человека, широко пользуется этим приемом для его точной характеристики:

. С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Изображение человека в общении с родной природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью — любовью ко всему живому. В стихах Есенина животные наделены человеческими чувствами. Они как бы «родня» человека. Поэт гордится, что:

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С необычайной любовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о собаке», которую он читал Горькому, глубоко тронула писателя. В очерке «Сергей Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». Об этом можно судить и по стихотворению «Корова». Там даны переживание коровы, у которой отняли теленка:

. Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке

Это стихи мог написать только человек, любящий все живое, который смотрит на мир как на единое целое. В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке и нераздельной связи его с природой, надолго удержавшегося в сознании крестьянства. За то мы и любим поэзию Сергея Есенина, что она безраздельно принадлежит русской культуре.