Главная » Блог » Задачи: углубить понятие о музыкальности стиха; познакомить учащихся с именами композиторов, писавших музыку на стихи С
Природы в творчестве Есенина
24.01.2018
Гаяне ты моя гаяне есенин стихи
24.01.2018

есенина, стихи, сергея, песня, звучит, слайд, документы

Задачи : углубить понятие о музыкальности стиха; познакомить учащихся с именами композиторов, писавших музыку на стихи С. Есенина и певцов, исполнявших их; вызвать эмоциональный отклик на стихи С. Есенина, положенные на музыку. Оборудование

Тема: Поэзия С. Есенина в музыке.

Цель: Показать учащимся жизнь поэтического слова Сергея Есенина в музыке.

углубить понятие о музыкальности стиха;

познакомить учащихся с именами композиторов, писавших музыку на стихи С.Есенина и певцов, исполнявших их;

вызвать эмоциональный отклик на стихи С.Есенина, положенные на музыку.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Медиаматериалы: компьютерная презентация

Вступительное слово учителя

Есенин занимает особое место в русской литературе ХХ века. Если Пушкин возвёл русскую поэзию на ту ступень, на какую Пётр Великий возвёл Россию между державами, то Есенин обогатил пушкинский идеал поэта-пророка народной верой в исцеляющую силу слова – заговора, избавляющего от различных напастей, бед и болезней.

Сегодня на уроке мы постараемся окунуться в мир песен, написанных на стихи Сергея Есенина, и понять, почему интерес к его поэзии не ослабевает и в наши дни.

Поэзия Сергея Есенина в музыке.

Грустный, словно музыка из сада,

Нежный, словно лепет звездопада,

Вечный, словно солнечный восход.

Кто же он, как не сама природа,-

Юноша, пришедший из народа

И ушедший песнею в народ!

«Я рос,- вспоминал Есенин, — дыша атмосферой народной поэзии…Стихи начал складывать рано, лет 8-9». «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их». «Стихи начал писать, подражая частушкам». И действительно, в ранних стихах поэта мы отчётливо слышим частушечные ритмы, народные напевы:

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха,

Выходи встречать к околице, красотка, жениха…

— Назовите стихотворения Сергея Есенина, которые созвучны мелодиям частушек или народных песен.

Неправда ли, они так и просятся на музыку. Неслучайно, выступая с Клюевым в Петербурге, поэт одевался в шёлковую синюю рубаху, бархатные шаровары и сапожки – костюм пастушка Леля.

Образный строй русского фольклора: частушек, песен, сказок и духовных стихов – сливался у Есенина с впечатлениями от родной природы.

Как о самобытном художнике юноша из рязанского села заявил о себе стихотворением «Выткался на озере…» Позднее это стихотворение стало песней. Музыку к ней написал композитор Г. Пономаренко.

Одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина – «Письмо матери» – первым стало всенародно любимым романсом. Оно было опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь» и, естественно, встретило массу противоречивых оценок.

Проникновенные строки произвели впечатление и на молодого композитора Василия Николаевича Липатова (1897-1965), кстати, уроженца той же Рязанской губернии. Именно эту душевную музыку, которую многие сегодня помнят по выступлениям Юрия Гуляева, Вадима Козина и Александра Малинина, Липатов написал всего за один день.

В 1924 году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным. По свидетельствам, они несколько раз вместе выступали в Кронштадте перед военным оркестром Балтийского флота. Под руководством композитора краснофлотцы играли мелодию, а поэт читал свои произведения. По воспоминаниям одного из музыкантов, капитан-лейтенанта Виталия Гаврилова, глаза Есенина всегда были полны «трогательной грусти». А однажды, после невероятно успешного чтения, когда «слова так и резали по сердцу» и многие моряки плакали, поэт был настолько потрясен, что сам не смог сдержать слез и даже не стал продолжать выступление…

И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» распространился по всей стране, став по-настоящему народным. Но уже в 1930-е годы «упадническая» песня подверглась жестокому преследованию…

В душе каждого человека есть что-то святое, даже у того, кто потерял всякую веру. Это светлое чувство любви к матери.

Интерес к творчеству Сер­гея Александровича Есенина вспыхнул с новой силой в 50-х годах XX века. Была проведена большая работа по сохранению всего материа­ла, связанного с жизнью и творчеством поэта, опублико­ваны воспоминания о нем. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведе­ния вокальных жанров.

Из произведений послевоенного периода можно от­метить вокальный цикл Георгия Васильевича Свиридова (р. 1915) «У меня отец крестьянин» — для тенора и бари­тона с фортепиано (1956), его же романсы «Братья-люди», «Любовь» (притча), «На земле живут лишь раз» и другие произведения.

Из популярных песен-романсов – «Клен ты мой опавший» (музыка неизвестного композитора), где удается передать лирическую интона­цию есенинской поэзии, ее исповедальность.

И песню-романс «Над окошком месяц» композитора Евгения Попова, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, рас­крывается истинная красота поэзии Есенина, воспева­ющей Россию.

«…Плачет тальянка, плачет.

Только не там, не за рекою, а в сердце. И видится всё в исходном свете.

«Дальний плач тальянки. Голос одинокий…»

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху. А вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не вынес поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит. Тревожит нас вечной грустью…

…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и без края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Более чем 15 стихотворений Сергея Есенина стали романсами благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Федоровичу Пономаренко (1921-1996). Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Пускай ты выпита другим…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова».

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу. » в исполнении Владимира Трошина.

Известный воронежский поэт Анатолий Жигулин, проведший пять послевоенных лагерных лет на Колыме, в автобиографической пове­сти «Черные камни» рассказывает об исключительной популярности стихов Есенина в уголовной среде, о настоящем культе Есенина в во­ровском мире: «Я стал как бы живым, говорящим сборником Есенина. Аудитория была особенная и разная, не верившая ни в Бога, ни в черта, но Есенин примирял людей, заставлял таять лед, накопившийся в их душах. В стихи Есенина они верили. Самые разные люди — бывшие банди­ты и воры. — слушали стихи Есенина с огромным удивлением и ра­достью. Как кроткие ангелы, сидели вокруг меня и смотрели в мои глаза закоренелые преступники. »

— Чем же так покоряет поэзия Есенина?

Многие люди читают собственную духовную биографию в истории судьбы поэта, в его песнях тоски и надлома слышат собственный плач, а, может быть, плач по себе. Сергей Есенин говорил: «Имеет право писать стихи только тот, кому больно». Когда читаешь стихотворения Есенина, кажется, что он сумел высказать то «несказанное», что переполняет сердце, ту «нежность грустную русской души», которая заставляет время остановиться и задуматься о жизни «в черемуховой вьюге»

«Внутренний разлад сердца и ума, чистоты и порока, веры и без­верия, поэзии и хулиганства» (М.Осоргин) предельно искренне Есе­нин сумел выразить исповедальными строками признания:

Стыдно мне, что я в бога не верил,

Горько мне, что не верю теперь.

С песнями на стихи Сергея Есенина выступали как эстрадные, так и оперные певцы: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Галина Ненашева, Николай Сличенко, Владимир Трошин, Борис Штоколов. Народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев (1930-1986) не только пел, но и сам положил на музыку стихотворения Есенина «Над окошком месяц…» и «Дорогая, сядем рядом…».

В репертуаре заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Хабаровой (1927 г. р.) тоже есть песни на стихи Есенина и музыку Алексея Карелина. В их числе: «Цветы мне говорят – прощай…», «Черемуха душистая», «Вот оно – глупое счастье…».

Нельзя не сказать об Аркадии Северном, великолепно исполнившем романс «Ты меня не любишь…» (музыка Анатолия Лепина), Алексее Покровском, спевшем «Последнее письмо» (музыка Александра Вертинского). А благодаря таланту композитора Сергея Сарычева мы знаем песни «Я московский озорной гуляка…» группы «Альфа» и «Забава» Александра Малинина. Наконец, спел романс «Я зажег свой костер…» на музыку Юрия Эриконы великолепный артист Николай Караченцов.

Звучит песня «Я зажёг свой костёр» в исполнении Николая Караченцева.

Песни на стихи Сергея Есенина — это помощники и врачеватели наших душ. И композиторы потому, видимо, и обращаются к стихам Есенина, чтобы на песню откликнулась душа. Необыкновенно музыкальные стихотворения поэта, в которых так просто сказано обо всем, что мучает душу, как будто сами «выливают трель».

Музыку на есенинские стихи писали не только профессионалы-музыканты. В 1995 году вышел специальный выпуск альманаха «Молодёжная эстрада» «Цветы мне говорят – прощай…», посвящённый 100-летию со дня рождения и 70-летию памяти С.А. Есенина. В нём наряду с популярными песнями на стихи Есенина известных композиторов: Г.Пономаренко, А. Пахмутовой, М. Кутузова, В. Липатова, Е. Попова, Г.Левкодимова, А.Выпова – представлены 16 песен на стихи В.С. Мартемьянова, юриста, депутата Государственной Думы России, занимающегося сочинением музыки «для души».

В наши дни стихотворения Сергея Есенина не перестают вдохновлять.

— Какие современные артисты исполняют песни на стихи Сергея Есенина?

Современным поклонникам творчества поэта хорошо знакомо задушевное пение Олега Погудина, Стаса Михайлова, Александра Новикова, Антона Темнова, Валерия Власова, трио «Реликт» и трио «Соловушко» и других исполнителей.

Звучит песня «Клён» в исполнении Андрея Бандеры.

В 2005 году к 110-летию со дня рождения Есенина кинорежиссёр Игорь Зайцев представил сериал «Сергей Есенин», роль главного героя в котором сыграл актёр Сергей Безруков. Вдохновлённый ролью, 2008 году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки.

Звучит песня «Хулиган» в исполнении Сергея Безрукова.

Стихи Есенина были много раз отражены не только в русской музыке, но и в творчестве композиторов и испол­нителей других народов.

Стихотворения Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях, а значит, поэт не умер, не произошло то, чего он так боялся: «Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать». Есенинская поэзия продолжает привлекать к себе композиторов разных поколений и вдохновлять их на создание новых песен, романсов и других произведений музыкального творчества.

Такие не уходят

В мутные загробные края.

Вон он, вон в осенней чаще бродит,

Чуб волнистый по ветру струя!

Без Руси ему бы стало тесно,

Без людей, без луга и зари…

А растворился в песнях,

Чтобы с нами быть и говорить…

«Мои любимые песни на стихи Сергея Есенина». Сочинение или литературно-музыкальная композиция.