Журнал: ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ.ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Вс.Рождественский в письме, отправленном 28 декабря 1925 г. из Ленинграда в Баку В.А.Мануйлову, писал: «Утром в понедельник (28 декабря), как всегда, я был в Госиздате, в редакции “Звезды”. <. > Приходит П.Н.Медведев в солдатской шинели прямо со своих военных лекций. Вид у него растерянный. — Сейчас в редакции “Красной газеты” получено сообщение, что умер Сергей Есенин».
В Ленинграде 29 декабря прощались с С.А.Есе-ниным. Об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания Вс.Рождественского: «Через сутки тело Есенина, усыпанное цветами, лежало в маленькой комнатке тогдашнего Союза писателей на Фонтанке. Все кругом было строго, торжественно. Один за другим проходили прощавшиеся, иногда подолгу задерживаясь около гроба. Газеты называли Есенина талантливейшим лириком эпохи, печатали его неизданные стихи, окружали его имя уже ненужной ему теперь сла-
вой. Москва готовила торжественные похороны. <.>
Было много цветов. Были речи. Кто-то положил в изголовье несколько тоненьких книжек — стихи его молодости. ». Тело Есенина в специальном вагоне отправили из Ленинграда в Москву. В.Ф.Наседкин сообщил 29 декабря А.К.Воронскому: «Тридцатого два часа дня встречайте сообщите Союзу писателей». О прощании с поэтом в Москве оставили воспоминания многие его современники.
Приведем фрагменты из свидетельств Д.Н. Семёновского: «Мы <с женой> приехали в Москву накануне похорон. Гроб с телом Есенина, перевезенный из Ленинграда, уже поставили в Доме печати. Везде говорили о трагической смерти Есенина. Все искали его стихов, читали его предсмертные строки: Вечером мы пошли в Дом печати. <.>
По фасаду Дома печати протянулась широкая красная лента с надписью: “Здесь находится тело великого национального поэта Сергея Есенина”.
Большая, почему-то скудно освещенная комната, где стоял гроб с телом Есенина, была полна народу, и пробраться вперед стоило труда. Голоса были негромки, дальние углы комнаты тонули в полумраке, только гроб был освещен. Все время менялся почетный караул.
В глубине комнаты сбились в траурную группу близкие Есенина. Понуро сидела на диване, уронив на опущенное лицо прядь коротких волос, бывшая жена поэта Райх. Кто-то утешал С.А.Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина — мать Есенина, Татьяна Федоровна.
— Тебе надо постоять в почетном карауле. Сейчас как раз будет смена.
Я занял место у изголовья гроба с левой стороны. Гроб утопал в цветах, венках и лентах».
Перед тем как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб с телом его вокруг памятника Пушкину. Мы знали, что делали, — это был достойный преемник пушкинской славы».
В первых числах января 1926 г. было высказано немало предложений, связанных с увековечиванием памяти поэта: переименовать село Константиново в честь Есенина и построить там народный дом и читальню имени поэта, создать в Москве и Ленинграде приюты для беспризорных имени Есенина, открыть уголок его имени при Доме Герцена, назвать в честь него одну из улиц и библиотеку. Р.Ивнев и О. Леонидов написали пьесу «Есенин». Вечера памяти Есенина прошли в Москве и Ленинграде, Ростове-на-Дону и Ярославле, во многих других городах. Участвовали в этих вечерах и поэты, однако правления Союза поэтов и Союза писателей 8 января 1925 г. приняли специальное постановление, ограничивающее подобные выступления. Никто из членов союзов не имел теперь права участвовать в вечерах памяти Есенина без соответствующего разрешения правления. Такая странная мера объяснялась тем, что были, якобы, некие лица, устраивающие вечера памяти Есенина со спекулятивными целями. Однако истинной причиной попытки сделать менее притягательными вечера памяти поэта, скорее всего, были не некие «спекулятивные цели», а реакция тех людей, которые приходили в залы разных городов, чтобы почтить память поэта.
Эту информацию перепечатала без ссылки на первую публикацию нью-йоркская газета «Новое русское слово» 30 января. Однако все меры, принимаемые власть предержащими, оказывались явно недостаточными для того, чтобы снизить значимость есенинского творчества и его смерти для множества людей — поклонников его поэзии. И тогда на арену борьбы выходит Л.Д.Троцкий. Точнее, на сцену МХАТа, в котором проходил вечер памяти Есенина, вышел артист этого театра Л.М.Леонидов. Он-то и исполнил «ярко и образно», как писали газеты, от имени Троцкого его речь памяти Есенина. Это выступление должно было стать ударом двойной силы, направленным на нивелирование заслуг Есенина: политик такого масштаба, как Троцкий, и известный мхатовский артист!
Постепенно от мыслей, близких присутствующим в зале, Троцкий перешел к теме, которую обозначили уже и до него: Поэт погиб потому, что был несроден революции. <.> Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее. Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню».
Однако и это выступление не смогло противостоять повсеместному почитанию Есенина, которое охватило все уголки Советского Союза. Прав О.Лео-нидов, писавший в ленинградской «Красной газете» 21 января 1926 г.: «Последние недели в Москве поис-тине могут быть названы “неделями о Есенине”. Погибшего поэта вспоминают почти ежедневно на открытых и закрытых вечерах, артисты читают его стихи, поэты — стихи, посвященные ему; знавшие Есенина рассказывают о том, как он жил и работал. Из всех этих стихов и воспоминаний проступает образ живого Есенина, каким его знала и любила писательская Москва.
Добавим, что любила и ценила не только Москва, и не только писательская. Олег Леонидов упоминает о стихах памяти Есенина. Посмертные поэтические посвящения Есенину можно рассматривать как особое и уникальное явление в истории отечественной поэзии. Они создавались сотнями. Не все они опубликованы, многие безвозвратно утрачены. Но и то, что сохранилось на страницах периодических изданий, в сборниках, посвященных памяти Есенина, в архивах, — свидетельство того, что смерть Есенина стала культурологическим феноменом. Эти стихи подтверждают, что Есенин оказал значительное влияние на всю последующую русскую поэзию. А его смерть была воспринята как невосполнимая утрата, как глубоко ощущаемая личная боль и трагедия.
Нельзя не отметить, что в первые дни и недели после трагической смерти Есенина современниками была охарактеризована значимость его творческого наследия для русской литературы. Вот лишь несколько характерных цитат. «В его лице потерян один из крупнейших талантов современности», — констатировал И.Садофьев. «В литературе он станет рядом с Блоком, — заявил Сергей Городецкий, один из первых поэтов, с которым Есенин не только познакомился, но и сблизился во время первого приезда в Петербург весной 1915 г. — Незабываемый по чистоте звука лиризм его стихов, вспоенный деревней, а не дворянством, даже шире захватил читателя, чем блоковский голос». «Есенин! Умер один из прекраснейших поэтов!» — читаем в некрологе П.С.Когана.
Песни Есенина остались недопетыми, но и того, что написано им, достаточно, чтобы поставить его рядом с Кольцовым и выше всех других поэтов, вышедших из крестьянских рядов, — говорится в неподписанном некрологе ленинградского журнала «Целина». — Его окрыленные песни, всегда искренние и пленительно-звучные, войдут в сокровищницу нашей поэзии, как очень крупная, неподдельная драгоценность.
Крупнейший из поэтов современья. — писал о Есенине Л.М.Леонов в статье «Умер поэт». — Его песни поют везде — от благонадежных наших гостиных до воровской тюрьмы. Потому что имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе носил»