Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Тема Родина— одна из главных в лирике великого русского поэта С. Есенина. О чем бы ни писал поэт: о своих ли интимных переживаниях, о крутых исторических переломах в жизни страны, о революции — всегда перед его глазами величественный образ родной земли. Причем Родина в изображении поэта вовсе не была чем- то статичным, неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь. Он стремился постигнуть окружающую его действительность, «коммуной вздыбленную Русь». И это постижение происходило нелегко и болезненно. Поэт сам признавался, что любовь к родному краю его «мучила и жгла». Но ничто не могло убить в нем чистого и беззаветного чувства к своей земле.
Еще в ранних юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. «Не надо рая, дайте родину мою», — пишет он в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная. » Что же было Родиной в эти годы для поэта? Тогдашнее его представление о родной земле еще очень далекое. Родина для Есенина — это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина не предстает перед ним идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим также выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», и «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок
хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты — русская боль!» — восклицает поэт.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир понял поэт не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались. И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
Милый, милый смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
После поездки за границу, столкнувшись с заокеанским «железным Миргородом», Есенин стал «самым яростным попутчиком» Советской страны, стремился быть «настоящим», а не «сводным сыном в великих штатах СССР».
Но при этом поэт сознает, что он еще не полностью готов для этого, что он «остался в прошлом. одной ногой». Но теперь он сочувственно изображает представителей нового мира («деревенский комсомол» в стихотворении «Возвращение на Родину»), учится постигать «коммуной вздыбленную Русь».
Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», — обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда «во всей планете пройдет вражда времен», «когда на земле будет один язык и лишь «историк», сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется». Но став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» — такова эволюция темы родной земли в произведениях Есенина.