Русская литература XX столетия знает немало громких поэтических имен. Поэзия других, некогда славных первоклассными дарованиями европейских народов стала в это время по большей части приходить в упадок, а то и вовсе впадать в небытие. Но Россия новой поры дала миру таких поэтов, которые своей поэзией не только сохранили богатство классической литературы, но и с неведомой прежде силой, продолжили путь классиков. Вечные пути мироздания открылись воочию, борьба за душу человека получила небывалый размах. Все это отозвалось в богатом наследии русских поэтов не очень далекого прошлого. Многие имевшие этот Божии дар извратили его, а другие ценой собственной жизни, сумели его приумножить и сохранить. И первым по праву среди таких певцов неувядающей России стоит Сергей Есенин [1, 8].
Именно о творчестве Сергея Есенина пойдет речь в данной работе. Мы попытаемся раскрыть внутренний мир поэта, основанный на фольклорно-поэтическом начале поэта. Хотелось бы обратить внимание на жанр песни, к которой часто обращается поэт.
Актуальность темы в том, что в последнее время люди забывают о своем начале, о своих традициях, о своем народе, а творчество С.А. Есенина полно фольклорной лирикой. Через творчество С. Есенина хотелось бы вернуть людей к жизненной основе человека, иным словом приземлить людей и дать возможность вернуться к историческому, народному.
Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева. Нельзя не отметить, что к осознанию и художественному выражению поэтических чувств народа Есенин шел, непосредственно обращаясь к народному творчеству, в связи, с чем поэзия Есенина и удивляет своей жанровой составляющей (песня, песня-романс, романс). Впоследствии произошло сближение фольклорной лирики с литературой.
Какова же причина обращения Есенина в ранний период творчества, к песенной основе?
С детства окруженный с песенной средой, С.Есенин не мог не обратить внимание на легкость и чуткость передаваемого лирическим героем, через песню.
К вершине своего творчества Есенин поднялся из глубины народной жизни. В живописной «стране березового ситца» юный поэт постигал искусство лирического стиха. Ранние стихи созданы не только на песенной основе, автор сохранил сюжетно-композиционную канву. В таком стиле написаны «Темна ноченька, не спится…», «За рекой горят огни», «Под венком лесной ромашки» и др.
Песенная импровизация приобщила молодого поэта к познанию быта, культуры, языка и обрядов крестьян.
Есенин не пытался как Кольцов, ограничиться лишь выражением традиционно-коллективным чувством, он стремился с чисто песенной основой выявить индивидуально-неповторимое в человеке. Так в лирической новелле «Выткался на озере алый свет зари…»(1910) автор передает состояние юноши, собирающегося на свидание. Герой наделен пылкой фантазией и тонким восприятием природы. «На душе светло» от ожидаемой встречи с любимой девушкой; в то же время сердце чувствует тревогу; плач птиц предвещает ожидаемые сплетни на селе, но сейчас лирический герой радуется и тревога уходит:
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог…
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
«Выткался на озере алый свет зари» (1910)
Точные штрихи внесены в описание природы. Есенин вносит лирически-окрашенный тон, но это не мешает описывать реальное состояние природы. У поэта свет зари выткался на озере, а глухари плачут со звонами, а молодые люди встречаются за кольцом дорог.
В данном случае конкретизация не нарушает «песенность» текста, наоборот поэтическая мысль направлена на народно-песенную образность, чтобы чутче передать внутреннее состояние лирического героя.
Этот же принцип повествования Есенин продолжает и в более зрелых произведениях, он считал, что именно таким способом он может передать то, что составляет основу многих народных песен: о любви к родному краю, о нежных чувствах к «милой», о тихой «печали полей».
Песенные произведения Есенина не имеют одной, конкретной основы, взяв из народно-традиционной темы, сюжет, он не находит точной аналогии в устной поэзии. Их лексика, тропы, синтаксический строй-все это собиралось автором из разных поэтических источников и органично вносилось в стихотворный текст. Так, в едином эмоционально-лирическом потоке сливалось типично песенное (голос родимый, липа вековая, конь буланый, милая), просторечное (звеньше, пуще, спозоранку, изомну, схоронясь), нейтрально-книжное (облетевший тополь, ветерок робок и застенчив, волнистая рожь при луне).
Лирический герой у Есенина несколько объективирован в своих переживаниях, что роднит его с персонажами народных песен.
У Есенина не так синкретичен внутренний мир певца, как у певца устной лирики, здесь слышится внутренний голос автора, но как-то индивидуально, близко к народному духу. Это проявляется в ряде образов и картин и этим автор выводит за традиционно-лирическое изложение.
В стихотворении «Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчаться…Есенин нетрадиционно передает впечатление о быстрой езде на тройке. Тут — и «ветерок…робок и застенчив», и «клен танцует пьяный», и, конечно, не в стиле устоявшейся песенной темы звучит заключительная строфа, в которой поэт обращается к любимой с иронической просьбой подъехать к клену:
Мы к нему подъедем, спросим — что такое?
И станцуем вместе под тальянку трое.
«Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся» (1925).
Такие интонационно-смысловые «изгибы» сюжета несли в себе ростки романсного стиля, к которому в 20-е годы Есенин пришел не без влияния классической лирики в XIX веке. Не будем углубляться жанр романса, просто отметим некоторые его отличия от песенного жанра. По сравнению с песенным, романс, это иной, более субъективный в своем лиризме тип образного обобщения жизненного материала, его жанровой организации; он вбирает в себя своеобразные психологические и композиционно-сюжетные ходы, обеспечивающие рождение новой содержательной формы. Тут поэтическая мысль, проникая в суть человеческих отношений, нередко фиксирует мельчайшие изменения настроений, чувств, что соотносится с тонкой художественной отделкой стиха.
Хочется еще отметить, что лирика Есенина впитала в себя не только народные традиции: переданные через самый близкий народный жанр — песню, но и передала душевное состояние автора, показала его близость с народом. Об этом мы поговорим в следующем пункте нашей работы.