Своеобразие лирики С. Есенина
1-2 урок по теме «Своеобразие лирики С. Есенина » в 9 классе. В основе урока лежит системно-деятельностный подход в обучении.
9 класс. Литература.
Тема: «Своеобразие лирики Сергея Есенина» ( 2 урока)
Цель деятельности учителя : создать условия формирования культурологической ,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции учащихся через анализ стихотворений С. Есенина.
Предметные: анализируют лирическое произведение, систематизируют материал, обобщают, делают выводы
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные: находят и воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.
1.На экране фрагмент фильма «Есенин» (публичное чтение Есениным стихов)
-Вы уже поняли, что сегодня нам предстоит встреча с С. Есениными и его творчеством. Как бы вы сформулировали тему первых двух уроков по творчеству С. Есенина?(запись темы)
Дома вы знакомились с его биографией (конспект статьи учебника и доп. литература)
-Какие страницы жизни Есенина произвели на вас наибольшее впечатление?
С. Есенину повезло больше чем многим его собратьям по перу: его прижизненная слава и популярность была огромна (фрагмент фильма).
-Приведите доказательства того, что и в наши дни интерес к его творчеству не ослабевает.
Проблемный вопрос урока: в чем причина популярности стихов С. Есенина (даже в сравнении с современниками)?
-Сформулируйте цель урока. ( Постичь в чем заключается своеобразие стихов Есенина)
— Какой путь достижения цели наиболее рационален? Обоснуйте. (Анализ стихотворений)
-По каким критериям будем анализировать стихотворения? (Тема, мотив, идея, образы , средства языковой выразительности)
-Какими источниками для анализа стихотворений воспользуемся? (Текст стихотворения, «Словарь литературоведческих терминов», Интернет)
-Какую форму работы вы предлагаете? Обоснуйте.(Работа в группах)
2. Исследовательская работа в группах(3-4 человека): анализ стихов «С добрым утром», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая», «Листья падают», «Край любимый», «Низкий дом с голубыми ставнями»
По ходу анализа учащиеся заполняют таблицу . Один представитель рабочей группы заносит результаты анализа в сводную таблицу, которая проецируется на экран
Средства языковой выразительности
Мотив тихой грусти, предельной искренности и доверительности
Безграничная любовь к Родине
«Чувство Родины – основное в моем творчестве»
Дом, дорога, поле, роща, небо ,осень зима, береза, клен и др.
Метафоры, эпитеты, олицетворения,
цветопись, звукопись, словотворчество и др.
3. Выступления представителей групп : выразительное чтение стихотворения( возможна аудиозапись), анализ, промежуточные выводы.
4. -Какие черты, присущие лирике Есенина, вы бы выделили особо?( ответ ученика , имевшего индивидуальное задание к уроку, учащиеся составляют план-конспект его выступления):
-яркая образность, связанная с поэтикой имажинистов
— при создании пейзажа: панпсихизм (вера во всеобщую одушевленность), эротичность, литургическое отношение к миру
— музыкальность ( звучит запись романсов на стихи Есенина)
Вывод: о чем бы ни писал С.Есенин: о русской природе, деревенской Руси, о судьбе поэта, сопряженной с трагической судьбой Руси – он пишет о Родине. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Эту мысль Есенин гениально воплощает в своих стихах. И нет ни одного истинного патриота, который бы сердцем и душой не почувствовал этой безграничной любви. В этом и кроется истинная причина популярности стихов Есенина.
-Что нового вы открыли для себя на уроке?
— Что было интересным?
— Какое задание вызвало затруднение?
— Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание : выучить наизусть любые два стихотворения Есенина.
Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: Учебн. Пособие.- Москва, 2004г.
Меренков О. Ю. Современные подходы в преподавании русского языка и литературы. – Москва, 2012г.
ПетерсонЛ.Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г.Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006г.
Литература 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, под редакцией Г.И.Беленького,изд. «Мнемозина». – Москва, 2010г.
необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».
необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».
Конспект урока литературы «Образ Родины в лирике С.Есенина» предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела «Русская литература ХХ века» по программе В.Я. Коровиной.
Конспект урока литературы на тему «Образ Родны в лирике Сергея Есенина» создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг.
Урок предназначен для учащихся 9,11 классов. В данной разработке предлагается новый подход в изучении лирики С.Есенина. Раскрытие образа Родины даётся через иконописание словом, то есть изографи.
Уроки — лекции о характерных особенностях творчества С. А. Есенина.
Задача урока-ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии С.А. Есенина, показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.